image

От вологодской колбасы останется один запах: в регионе быстро падает производство колбасных изделий

На злобу дня
13:36
1 554 просмотра
Михаил Ростов

Пожалуй, ни в одной отрасли областной экономики провал курса на импортозамещение не проявился настолько отчетливо, как в мясопереработке. Особенно если использовать в качестве мерила такой традиционный продукт русского застолья, как колбаса.

По данным Вологдастата, с 2017-го по 2020-й годы включительно производство колбасных изделий на мясоперерабатывающих предприятиях нашего региона сократилось более чем на 20 процентов - с 15,6 тысяч тонн до 12,2 тысяч тонн ежегодно. Оценить столь быструю отрицательную динамику как нормальную трудно. Тем более на фоне извечного соперника мясопереработки – маслоделия, где ситуация выглядит с точностью до наоборот. С 2017-го по 2020-й годы производство сливочного масла на предприятиях Вологодской области выросло на те же 20 процентов - с 8,4 тысяч тонн до 10,1 тысяч тонн.

В чем же причины отраслевого спада, который уместно назвать обвальным? Их несколько.

Первая причина – снижение потребительского спроса на колбасы и другие продукты мясопереработки. Причем сокращение доходов населения не является единственным источником этого процесса. Сегодня уже ни для кого не секрет, что качество колбасных изделий ухудшается из года в год. Недостаток животного белка, содержание не предусмотренных стандартами ингредиентов, неполная или фальсифицированная информация о реальном составе продукта стали глобальным явлением. В итоге колбаса медленно, но верно исчезает не только из рациона состоятельных граждан, но даже из рациона среднего класса, уступая место натуральному мясу и охлажденным полуфабрикатам.

Вторая причина – нарастающие трудности с сырьем. И если птицеводство и свиноводство в нашей стране сравнительно легко справились с задачей замещения выпавших объемов импорта, то дела в отечественном животноводстве обстоят гораздо хуже.

До кризиса 2014-2015 годов порядка 30 процентов говядины, используемой в нашей мясопереработке, ввозилось из европейских стран, а также из Бразилии, Аргентины и Парагвая. Заместить такой объем сырья своими силами оказалось невозможно. Итогом стал дефицит колбасных изделий из говядины и телятины, которым оказывают предпочтение многие потребители. Это стало еще одной причиной падения спроса, а в рыночной экономике, как известно, именно спрос является главным барометром для производителей. Нет никакого экономического смысла выпускать продукцию, которую плохо покупают…