Под знаменем равнодушия
Вологодский визит Ирины Хакамады в очередной раз заставил задуматься о том, почему реальная российская экономика несовместима с либеральными идеями, рассказывает "Наша Вологда".
Если исходить из поставленной цели, а не из средств ее достижения, то либеральные идеи обладают невыразимой притягательностью. Совершенный мир, основанный на свободе, равенстве и братстве людей, – что может быть лучше? Против этой триады вряд ли возразил бы даже великий полемист Уинстон Черчилль с его убийственным определением демократии как «наихудшей формы правления, лучше которой ничего не придумано». Проблема лишь в том, что «в борьбе за это» пролилось столько крови, было изломано столько человеческих судеб, что сегодня великий лозунг «Свобода, равенство, братство» воспринимается не столько с надеждой, сколько с ужасом…
Но это предисловие. На самом деле суть, конечно, не в лозунгах, а в том, как и кем они осуществляются на практике. Ирина Муцуовна Хакамада, посетившая на днях Вологду в качестве бизнес-тренера, является одним из ярких представителей того поколения российских политиков, которое останется в истории под именем «реформаторов первой волны». Не сомневаюсь, что эти люди (если не все, то многие из них) были одержимы благородными намерениями создать на руинах агонизирующей плановой экономики плодоносящий сад свободного рынка, который сам собой «разрулит» все накопившиеся проблемы и выведет Россию на светлый путь прогресса. Но каким варварским способом решалась эта задача, мы тоже знаем. Денежные сбережения миллионов соотечественников, превращенные в пыль «либерализацией цен»; наперсточная игра под названием «ваучеризация», в результате которой общенародное достояние расползлось по карманам избранного сословия; крах целых отраслей национальной экономики, признанных «неперспективными» с точки зрения рынка, – все названные и неназванные выше последствия «гайдарономики» очевидны.
В свое оправдание идейные соратники Ирины Хакамады говорят о том, что в тот момент нельзя было поступить иначе. Но они неизменно оказываются под градом встречных вопросов, главный из которых прост, как известная комбинация из трех пальцев: можно ли начинать столь серьезное дело, не оценив вероятные последствия? Наполеон утверждал, что можно: именно ему приписывают фразу «Надо ввязаться в драку, а там посмотрим». Но мсье Бонапарт, как известно, плохо кончил, поэтому его изречения нельзя воспринимать как абсолютную истину.
Как бы то ни было, глобальный экономический эксперимент, осуществленный в нашей стране в 90-е годы прошлого века, не внушает особого доверия к тем, кто этот эксперимент задумал и осуществил. И я не вижу никаких оснований выводить Ирину Хакамаду «за скобки». В статье о Хакамаде на популярном интернет-ресурсе «Википедия» содержится никем не опровергнутая информация о том, что в 1998 году Ирина Муцуовна публично призвала закрыть нерентабельные шахты, а шахтерам предложила искать себе пропитание в лесах, собирая грибы и ягоды. Даже если это утверждение отчасти фальсифицировано, оно вполне соответствует тому бездушному отношению к людям, которое отличало либералов гайдаровского призыва.
Да о чем я? Ирина Хакамада свое равнодушие к мнению окружающих не просто не отрицает – она его возводит в ранг своеобразного символа веры! Сайт с рекламой хакамадовских бизнес-тренингов открывается фразой, преисполненной высокомерного презрения к назойливой мошкаре, дерзко именующей себя человечеством: «Как бы ни были велики силы, противостоящие тебе, самое главное – быть абсолютно к ним равнодушным». Это, пожалуй, еще круче наполеоновского «Надо ввязаться в драку, а там посмотрим»…
И чему же, интересно, может научить нас такой «бизнес-тренер»? Равнодушия друг к другу нашим современникам и так не занимать. А что касается содержательной части тренингов, то достаточно узнать тематику выступлений Ирины Муцуовны, чтобы в должной мере оценить «оригинальность» ее идей. Вот некоторые из тем, рекламируемых на том же сайте: «Учитесь властвовать собой», «Критерий силы – результат», «Хочешь быть лидером – двигайся вместе со своей мечтой».
И вот за такие «свежие» идеи некоторые из нас готовы платить деньги на бизнес-тренингах. «Святая простота!» – сказал по этому поводу кто-то из великих...
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии