Культура
1 007

Самый «потаенный» художник из Великого Устюга - Владимир Латынцев - готовит большую выставку к 75-летию

В наши дни радует то, что тут и там открываются новые выставки вологодских художников. Поскольку трехлетняя пандемия внесла свои жесткие коррективы в жизнь художников, как и людей всех профессий, особо бурной выставочной деятельности живописцы и графики с 2019 по 2022 годы не вели. Да и основное новое здание Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ) на Мира, 34, на шесть лет «выпало из процесса» из-за обновления строения. 

Казалось бы, почти все имена наших земляков-художников на слуху. Этому способствует открытие в Вологде за короткое время еще двух картинных галерей – одной частной и одной муниципальной.  

Но в ряду имен коллег-художников имя Владимира Латынцева стоит особняком и, быть может, не так «раскручено» в Вологде. Однако именно его можно выделить из более чем сотни художников Вологодской области как «самого классического реалиста», «человека-оркестра», одного из самых «потаенных» и одновременно востребованных живописцев нашей северной земли. О нем ходят легенды, он вызывает самые различные чувства. 

Судьба его складывалась фантастично с самого начала.  Достаточно сказать что, рожденный почти сразу после войны в большой работящей семье в Ивановской области, где кроме него был еще шестеро детей, он вырос в детском доме. Отец был портным, мать – ткачихой. В 1953 году семья в поисках лучшей доли снялась и уехала на Дальний Восток - к Японскому морю. Потом родители расстались, и дорога привела подростка Володю  Красильникова в казенный дом: матери не под силу было поднимать такую ораву. 

Потом была учеба знаменитом Ивановском художественном училище, армия, снова - Дальний Восток. В 1972 году он стал Латынцевым, взяв себе девичью фамилию своей жены-устюжанки Татьяны, которая окончательно и «переманила» его на свою родину. 

Вот что писал про Латынцева легендарный директор картинной галереи с почти 40-летним стажем Владимир Воропанов: «В современном изобразительном искусстве Вологодчины Владимир Николаевич отличается большой непоседливостью, редкой работоспособностью, как в живописи, так и в решении больших и малых вопросов организации творческого труда, глубоко осознанным историзмом мышления. Его постоянно манят еще не раскрытые, не отраженные в искусстве страницы прошлого Русского Севера, зовут дальние дороги по следам землепроходцев и мореплавателей – выходцев из дорогих ему сердцу Великого Устюга, Тотьмы, и других северных мест. Весь его уже немалый творческий путь видится поиском духовного света русской истории, культуры, веры».

Вряд ли найдется в нашей области художник, столь много поездивший по миру.  Он первым среди собратьев по кисти «покорил» Аляску и после выдал «на-гора» несколько серий блестящих полотен. 

Кольский полуостров, Белое, Баренцево и Карское моря, Кисловодск, Подмосковье, Германия, США, Сирия… Но больше всего он любит путешествовать с кистью по заповедным уголкам Архангельской области, по родному Северу. У него есть и конкретные, уже хрестоматийные  картины – реконструкции «старинной» жизни: «Набережная в прошлом», «Петр Первый на Севере», «Предсказание Юродивого», «Явление иконы Николы Великорецкого», «Поздняя осень». Большие полотна «Гуляние в Великом Устюге», «Масленица в Великом Устюге», «Праздник на Сухоне»  давно стали визитной карточкой мастера. 

Были времена, когда он возглавлял в Вологде  отделение Союза Художников. Но не всеми коллегами его деятельность была принята. Уж слишком прямолинеен, деятелен, непримирим! Вернулся в родной уже Устюг и построил там дом. Сам, без чужой помощи. Вырастил двух сыновей. И всегда рядом с ним – помощница, соратница, секретарь и жена Татьяна Васильевна.

Но и в Устюге видит недостатки и художник, болит его душа. Много лет назад говорил: «Город очень интересный, но в современной его части какая-то очень тяжелая аура. В нем был когда-то и драматический театр, и симфонический оркестр, куда ушло? В нем и сейчас, помимо художественной самодеятельности, нужны профессиональная культура и средства, чтобы привести в нормальное состояние все храмы и памятники. Их у нас сохранилось больше, чем где бы то ни было.

Хотелось бы, чтобы была создана картинная галерея, художественный или культурный центр. То, что город маленький, ничего не оправдывает, он ведь еще и «великий». В маленьком городе может быть большая культура. Так когда – то было, так и может быть».

Так и живет: ни к кому не примыкает, ни к чему не обязывает. 14 марта исполнится художнику 75 лет. На втором этаже ВОКГ откроется его персональная  выставка. Он готовится – но как? Журналисту портала «Вологда-Поиск» Владимир Николаевич сказал, мол, скоро приедут приехать искусствоведы из Вологды – нужно отобрать 60 работ для выставки. А холсты давно готовы – написаны им в течение всей его насыщенной жизни.