image

Вологжанка Людмила Кутузова – хранительница военной памяти своей семьи

Общество
21:44
742 просмотра
Мария Вернер

В День Победы в этому году крошечная женщина Людмила пришла к Вечному огню едва ли не самой первой. Так хотелось праздника! Милая девушка-волонтер Валя ту же усадила ее в ряд ветеранов: засветились от счастья глаза 85-летней Люси! «За что мне такая честь?» - стеснительно спросила она. «Да все вы – наши милые героини и герои!» - таков был ответ, и вручила Валя  нашей Люсе букет роз и гвоздик!

В армии Кутузова не служила, спортсменкой не была. Но она из того, особого поколения, которому все по плечу. Родилась Люся Романова 26 февраля 1937 года в деревне Агапинской Коробицынского сельсовета. Деревушку ту давно смело время с карты Сямженского района. Бойцы, не погибшие на фронте, домой все равно не вернулись: не привлекала тяжкая колхозная лямка за трудодни. Обезлюдела деревня.

- Мои родители Наталья Павловна и Михаил Дмитриевич  - простые крестьяне, - вспоминает Кутузова. – В семье было нас семеро, я - младшая. Отец вернулся с Финской, во время молотьбы  в 1941 году в глаз ему попала иголка от ячменя, он ослеп.  

- Не забыть начало войны, - вспоминает Люся. – Радио в нашей избе отчеканило: немец напал на СССР. Родители зарыдали! Да и вся деревня плакала – сама видела. Понимали, что сыновей заберут на фронт, а там - голод, холод и непосильный труд. Так и вышло: старшего брата Борю в первые же дни забрали во флот, Костю – в пехоту. Потянулись тоскливые дни ожидания, к зиме стало голодно. Ждали весну – собирали из-под снега гнилую картошку, которая буквально расползалась в пальцах. Рвали клевер, пекли черные лепешки. Мололи жерновами и «дудки», и другую траву: после «дудочных» лепешек мучились животами. До школы обуви у нас, детей, не было, ходили босиком до снега. В школу я пошла в пять лет, в 1943 году, в деревню Георгиевскую. В пятый, – за семь километров в Коробицынскую школу. Всю осень нас посылали на лен – конуса льняные под дождем плесневели, и мы, дети, их раскатывали в овинах, сушили в печах. Да и дома работы хватало: огород был «на нас», и попробуй не полить или не прополоть грядки – от родителей влетит! Осенью урожай, ягоды, грибы. Труд! Теперь, спустя годы, я понимаю: в деревне людям было хуже всех, несравнимо тяжелее. В городе хоть очередь выстоишь – и получишь паек. Крестьянам, стоять негде было.

После семилетки решили Люсю отправить в Вологду. Устроилась на бухгалтерские курсы, потом – «телеграфные». Жила у родной сестры Анны. Та и поила-кормила на свою зарплату. Помощи из дома ждать не приходилось. Аня посылала маме в деревню сахар и баранки.

- Я пришла работать на почту на улице Лермонтова, 31, – вспоминает Кутузова.  – А меня из-за стола не видно: росту - метр с кепкой. Сотрудники ахнули: что с таким работником делать? На первую зарплату купила хлеба, луку, маргарина и кипятком заварила тюрю.   
4 января 1967 года познакомилась с будущим мужем. Вячеслав Кутузов сразу понравился ей, а она – ему. Родился сын Миша.
Отдельная страница жизни Люси - ее свекр, отец мужа. Александр Евграфович ушел на фронт из дома на Комсомольской, 17, навсегда. Был он журналистом вологодской газеты «Красный Север». Как святыню хранит Кутузова две красные книжечки. Их собрал и написал вологодский краевед Владимир Малков. 

- Свекр написал с фронта родным три сотни писем,  - рассказывает Кутузова, - жене, детям, матери. С войны не вернулся, но пока жива память о нем, он с нами. Пример любви и отношений этих двух людей – свекра и свекрови - для меня пример на всю жизнь. Запах войны и горечь расставания – вот что чувствуется в письмах. Горжусь, что мой сын Михаил происходит из такого достойного рода. Так бывает нечасто: невестка хранит память об отце мужа, погибшем на войне, хотя никогда его не видела. Не помнил Кутузова и его сын Славик. Людмила Михайловна семь лет назад сделала большой портрет Кутузова, с ним ходит на акцию «Бессмертный полк». Она видит в этом свое предназначение перед прекрасным человеком. Перед воином, который не только честно выполнил долг перед Отечеством, но и сохранил для потомков бесценные свидетельства подвига – писал с фронта письма. Послания, полные страсти, нежности и неприятия войны.

 - Свекр родился в 1912 году в деревне в Кубено-Озерском районе, - рассказывает Людмила Михайловна. - За шесть довоенных лет родились у Кутузовых  трое детей: дочка Рина, сыновья – Алик и Слава. Планы молодой семьи навсегда спутала война. В 1939 году Кутузов отправился на борьбу с белофиннами. Уцелел,  вернулся домой. Казалось, семейное счастье - надолго. Как только стало известно о начале войны, в июне 1941 года Кутузов обратился в военкомат с просьбой послать на фронт. Дочке Кутузова Рине исполнилось шесть лет, когда отец ушел на фронт. Она хорошо запомнила тот момент: забежал проститься. Было раннее утро, отец стоял в прихожей. Присесть даже на минутку не было времени: во дворе ждали. Девочка бросилась к нему, отец подхватил на руки и прижал к груди. Помнила колючую суконную шинель, холодную щеку отца всю оставшуюся жизнь. Да еще - плач мамы и бабушки. Маленькие братья спали. Крепко расцеловав всех, отец вышел... 

«Через неделю молодой красносеверец был уже в действующей армии, - написал о Кутузове в 1982 году в книге «Голоса сурового времени» Владимир Малков. - Он уезжал на фронт с каким-то восторженно приподнятым чувством. «С нетерпением ждем, когда дадут приказ «вперед!» - говорится в первом письме на Родину. На фронте Кутузов успевал вести дневник – с 7 июля по 11 августа 1941 года даны подробные описания фронтовых событий и дорог, снабженные анализом, размышлениями. Надо ли говорить, насколько бесценны эти записи!

- Мы защитники детей, - писал Кутузов родным. - Я - на фронте, вы - в дому. Мама, сделай все, что подскажет твое любящее сердце, но сохрани моих детей такими же здоровыми и веселыми, каким я их видел в последний раз, когда уезжал на фронт. Твой Шура. 

Майор Кутузов храбро сражался три долгих года – на передовой. Трижды был ранен, но всегда возвращался в строй. Умер от ран в госпитале 27 августа 1944 года. Похоронен в братской могиле под Изборском Псковской области. Фронтовые друзья сохранили и передали  Марии Васильевне Кутузовой боевые награды мужа - орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За  боевые заслуги», медаль «За оборону Ленинграда». А еще в кармане бойца нашли конвертик из фронтовой газеты, в нем хранились фотографии жены и троих детей. На нем осталась кровь. 

С первых дней войны Кутузов был помощником начальника штаба  артиллерии 98-й стрелковой Ропшинской краснознаменной дивизии. Вел разведку, отслеживал передвижения противника, производил боевые расчеты. Это благодаря его ориентировкам дивизия успешно громила немцев под городом на Неве.  А в короткие минуты отдыха боец писал письма. 

Август 1941 года: «Несказанно рад вашему письму. Особенно благодарю, Марусенька, за подробное описание ребятишек. Словно побывал с ними... Огорчает и волнует то, что мама слишком тяжело переносит разлуку. Я знаю, что моя семья ни при каких обстоятельствах не будет забыта, если только я буду честным бойцом. Мы можем жить, только победив!..»

12 февраля 1942 года: «Сутками сижу  на наблюдательном пункте, в окопе или за бугром снега. Бои с грохотом орудийной канонады, с визгом пуль и осколков стали для меня стихией. В голове одна ясная мысль: действовать! Каждое удачное попадание твоего снаряда радует и веселит».

23 июня 1942 года: «Первую годовщину войны встретил вполне благополучно. Ленинград теперь выглядит совсем по-другому. Посвежел, помолодел и по-прежнему сияет великолепием. Очень много людей за городом, на огородах. Везде разделаны грядки, весь город и люди живут мыслью о победе».

9 января 1943 года: «Наши люди охотятся за гансами. Вернулась последняя группа, убили 14 человек. Итого на нашем счету 70 гадов. Один младший командир ранен в лицо. Его увезли в полевой госпиталь, а при перевозке он сбежал и явился ко мне с докладом: «Сержант Веселов прибыл. Все в порядке!..» Вот такие бойцы обеспечат Родине Победу!..»

20 января 1943 года: «Слышали о прорыве блокады Ленинграда? 19 января я был в городе и видел его. Он весь расцвечен красными флагами. Пожилые и молодые женщины со слезами на глазах напутствуют бойцов».

20 апреля 1944 года: «Ужасно хочется жить. Хорошо было бы явиться к тебе, приласкать и приголубить».  

3 июля 1944 года: «Сегодня необычный вечер. Во-первых, получил ваше письмо, во-вторых, смотрел кино, в-третьих, получил сообщение о взятии нашими Минска, в-четвертых, в землянке весело: гармонь, песни… Воображение рисует большие планы. Идем на Запад, значит, войне скоро конец. Часто во сне снится Победа, а за ней вижу нашу долгожданную встречу». 

Это письмо стало последней весточкой бойца родным. С этой красной книгой и пришла хранительница памяти семьи Людмила Кутузова на военный парад 9 мая 2022 года в Вологде.  

Тамара Аникина/фото автора.