Кино для людей: лучшие советские фильмы о школе и учителях
5 октября в России отмечают День учителя - это хороший повод, чтобы отблагодарить преподавателей за их нелегкий труд. За годы существования советского кинематографа учителя довольно часто становились героями художественных фильмов. Портал "Вологда-поиск" предлагает вспомнить и пересмотреть несколько картин о школе и педагогах, ставших классикой отечественного кино.
"Чужие письма" - фильм Ильи Авербаха, который рассказывает историю взаимоотношений молодой наивной учительницы и харизматичной, "правильной" девятиклассницы. Девочка выросла в неблагополучной семье, поэтому молодой педагог берет ее к себе и старается дать ребенку так важное в юном возрасте тепло. Девочка, почувствовав доброту, не только привязывается к учительнице, но и начинает решать ее судьбу. Точнее, старается вмешиваться... Залогом успеха фильма стала, конечно, не только типичная жизненная драма, снятая по-авербаховски открыто, но и удивительная музыка Олега Каравайчука.
"Доживем до понедельника" - возможно, самый известный советский фильм о школе и учителях. В центре сюжета - опытный учитель истории Мельников (Вячеслав Тихонов), который постоянно испытывает сомнения, чувство неудовлетворенности, невозможность изменить мир, и молодая преподавательница иностранного языка Горелова, которая только недавно пришла в школу.
Проблемы учителей в фильме Станислава Ростоцкого соседствуют с проблемами школьников, которые взрослеют и входят в пору проб и ошибок. Картина стала, наверное, первым советским фильмом, который показал глубокий психологический конфликт отдельно взятого учителя. Ну и, конечно, нельзя не отметить шикарную литературную основу - сценарий Георгия Полонского. Кстати, крылатая фраза "счастье - это когда тебя понимают" - тоже отсюда.
"Первый учитель" - режиссерский дебют Андрея Кончаловского. Картина снята на киргизском материале: в его основу легла повесть Чингиза Айтматова. Бывший красноармеец, а ныне учитель Дюйшен приезжает в отдаленный аул. Энтузиазм у молодого учителя так и хлещет, однако, прежде чем дать детям хоть какое-то образование, Дюйшену придется победить многовековой уклад киргизской провинции.
Отметим, что фильм снят в стилистике великого японского режиссера Акиры Куросавы - в этом признавался сам Кончаловский. Кроме того, картина стала дебютной работой для выдающегося кинооператора Григория Рерберга, который впоследствии вместе с Андреем Тарковским снимет шедевр отечественного кино - фильм "Зеркало".
Фильм Динары Асановой "Ключ без права передачи" - своеобразная модель среди юношеских фильмов 70-х годов. Он, как и "Доживем до понедельника", был снят по сценарию Георгия Полонского. Это проблемный фильм об обычных ленинградских подростках и педагогах. Молодой классный руководитель сумела найти общий язык со школьниками, которых не понимают родители и другие учителя. Но так ли уж заслуживают восхищения прогрессивные взгляды преподавателя?
Все меняется, когда о весьма откровенных высказываниях учительницы становится известно новому директору школу - бывшему офицеру, который пытается найти выход из драматической ситуации... Картина знаменательна прежде всего уникальной актерской игрой Алексея Петренко, Ирины Прокловой и Лидии Федосеевой-Шукшиной, песней Булата Окуджавы и типичными проблемами, которые возникают у любых школьников.
"Дорогая Елена Сергеевна" - фильм, снятый Эльдаром Рязановым на излете советской эпохи. Это картина о противостоянии учительницы математики с десятиклассниками. Ребята пришли поздравить педагога с днем рождения, однако их цель была далеко не благородной. Все дело в том, что выпускники хотят изменить результаты экзаменационных работ.
Простая с виду, Елена Сергеевна (ее сыграла Марина Неёлова, которая свои лучшие роли исполнила, наверное, все-таки у Ильи Авербаха) оказывается отнюдь не легкой добычей. Сложный поединок педагога и детей продолжается весь фильм. "Елена Сергеевна" Рязанова - это еще и грандиозная (пусть и несколько преувеличенная) картина нравов поздних 80-х: вскрываются те проблемы поколения, о которых еще недавно не говорили. Отметим, что фильм снят по пьесе Людмилы Разумовской.
"Вам и не снилось" - один из тех фильмов, которые имеют хорошую литературную основу. В данном случае ею стала одноименная повесть Галины Щербаковой. Картина режиссера Ильи Фрэза, может быть, не столько о школе, сколько об отношениях между людьми. Школа выступает лишь бледным фоном драмы советских "Ромео и Джульетты".
В центре внимания - подростки Роман и Катя, схваченные в пору первой любви. На пути у высоких чувств встают взрослые, у которых свои проблемы. Впрочем, несмототря на довольно резкий по финал, картина остается довольно светлой и уютной. Не в последнюю очередь это происходит благодаря песне на стихи Рабиндраната Тагора и самоотверженной игре Никиты Михайловского, который ушел из жизни совсем молодым и уж точно не раскрыл свой актерский потенциал.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии