image

Электромобиль – не роскошь, а средство передвижения: на авторынке началась революция!

Экономика
Алексей Кондратьев

Источники, близкие к правительству РФ, сообщают об утверждении концепции модернизации российского автопарка. По замыслу авторов проекта, к 2030-му году каждая десятая легковушка, выпущенная отечественными автозаводами, будет электромобилем. 

Много это или мало? С одной стороны, 10 процентов за 10 лет – не бог весть какой технологический прорыв. С другой стороны, в сравнении с тем, что мы имеем на данный момент, контраст фантастический. Скажем, в прошлом году все российские автозаводы выпустили порядка полутора миллионов легковых автомобилей, в то же время выпуск электромобилей не превысил 5 тысяч, т.е. примерно 0,35 процента от общего количества. Таким образом, при сохранении нынешнего объема производства автомобилей, за предстоящее десятилетие выпуск отечественных авто на электрической тяге должен  увеличиться почти в 30 раз, с 5 тысяч до 150 тысяч в абсолютном исчислении. 

Судя по всему, правительство извлекло (или, по крайней мере, пытается извлечь) выводы из прежних ошибок, мешавших развитию электромобильного транспорта в нашей стране. Главной ошибкой было отсутствие координации между программой производства электромобилей и программой развития сети зарядных станций. Наглядный пример: в настоящее время в Соединенных Штатах Америки, территория которых вдвое меньше российской, функционирует более 50 тысяч зарядных станций для электротранспорта. В то же время в нашей стране по состоянию на январь 2021-го года было около 200 таких станций, причем более половины сосредоточено в Москве и Подмосковье. На сей раз, обнародовав амбициозные планы «электромобилизации всей страны», правительство не забыло и об источниках энергии для машин: к 2024-му году на ключевых федеральных трассах должно быть открыто не менее 9 тысяч зарядных станций.

Второй фактор «торможения» российского электромобиля – слишком высокие цены: новый отечественный электрокар примерно вдвое дороже нового автомобиля с углеводородным двигателем. К слову, этот феномен не является сугубо российским: аналогичным образом отличаются цены на электромобили и в других странах. Однако эксперты акцентируют внимание на том, что «заправка» электромобиля обходится чуть ли не вдвое дешевле, чем у обычного авто, причем по мере дорожания бензина и дизтоплива эта разница становится все более ощутимой. К тому же развитие вторичного рынка электрокаров снижает остроту проблемы: цены на подержанные машины существенно ниже.                 

Михаил Ростов