Александр Харабарин: художник, сделавший себя сам

Культура
Алексей Кондратьев

От мастерской Корбакова до картин буквально в кабаке — и это всё о нем. Вологжанину Александру Харабарину в этом году, 16 июля, исполнится 75 лет. Для художника в честь юбилея запланирована персональная выставка, которая откроется в Арт-галерее «Наш XXI век» в областном центре. В интервью мастер рассказал о своих самых интересных проектах и о том, почему он не любит советскую цензуру и реализм.

Ленин вне канона

Родился Александр Харабарин в Вологде в 1947 году. Явный талант к рисованию у него заметил еще в юности первый учитель — сосед по дому, художник Борис Шварков. Уроженец Иркутска, Шварков к тому времени обосновался в Вологде: он обратил внимание на перспективного паренька, которого интересовало буквально все, что связано с художественным творчеством - от техники и композиции до названий красок.

Однажды, когда Харабарину было лет 20, Шварков вместе с сыновьями поехал в Прилуки — создавать этюды. С собой они взяли и Сашу.

- Через полчаса он подошел, посмотрел, что у кого получилось. И отправил своих пацанов играть в футбол. А за мной наблюдал, подсказывал до конца дня, - не без гордости вспоминает Александр.

После такого начала, казалось бы, сам Бог велел идти дальше по стезе живописи, но... В Ярославское художественное училище вологжанин поступил, однако закончить его не смог. Вылетел, по его словам, из-за «неканоничного» изображения Ленина, придав картине голубой фон вместо красного. Такого кощунства над вождем преподаватели стерпеть не смогли, а сам Харабарин, похоже, на всю жизнь выработал негативное отношение к советской цензуре.

Внезапный поворот

Дальнейшая карьера Александра пошла в направлении, далеком от творчества. Политех, военная служба (сам он свое подразделение называет «секретным», но, судя по тому, что впоследствии художник преподавал в ВИПЭ, можно догадаться, что он — офицер силовых структур — прим.авт.), главный энергетик «Вологдалеспрома», позже - Вологодского хлебокомбината. Все изменило знакомство с мастерской народного художника России Владимира Корбакова в 1996 году.

- Каждый человек должен заниматься своим делом. Найти свое предназначение в жизни. Я делал свою работу, но чувствовал: не мое! - признается Харабарин. - И ушел в вольные художники. Так сказать, полный фриланс.

Работать с Корбаковым, по словам Харабарина, было увлекательно, но временами непросто. Знаменитый художник отличался своеобразной творческой ревностью к коллегам, мог быть острым на язык. Александр до сих пор помнит, как однажды пошел из мастерской учителя на обеденный перерыв и спросил, надо ли что-то прикупить в магазине, а в ответ услышал резкое: «Талант себе купи!»

Впрочем, после того случая Корбаков неожиданно смягчился и начал охотнее делиться с учеником секретами мастерства. Незадолго до своей смерти Владимир Николаевич очень тепло отозвался о Харабарине: «У него появились поклонники, выставки. Эта востребованность — одно из условий признания таланта».

Лучшим из своих наставников Александр называет мастера-символиста Генриха Асафова. Они совместно трудились порядка семи лет, ездили на плэнеры, проводили общие выставки. Асафов, как утверждает Харабарин, был, несмотря на академическое образование, из плеяды художников, сделавших себя самостоятельно.

- Он закончил два вуза, в том числе институт Сурикова при Академии художеств. И как-то мне сказал: Сашка, я только после института узнал о существовании импрессионистов! Моне, Гойя, Писсарро. Он не знал ни одной фамилии, пока учился, все это было закрыто, - рассказывает Александр.

Ближе к народу

В 2007 году Александр Харабарин на свое 60-летие открыл первую персональную выставку. И это — фактически не имея профильного образования! Примерно тогда же отличился еще одним необычным начинанием: взял под свою опеку маленькое кафе на улице Октябрьской в Вологде. Ходил туда в основном характерный контингент посетителей, но Харабарина это не смутило: он стал регулярно выставлять в кафешке свои картины, и делает это по сей день.

- Художник существует для того, чтобы отражать свое время, свою эпоху. Чаще всего у нас никто не знает, как это сделать и зачем. Салонная публика, полная оторванность от народа. Нет обратной связи между народом и художником. А я тут всех разворошил — это и есть обратная связь. Люди стали гораздо богаче внутренне, они следили за моими работами, - объясняет Александр.

Отсюда же — из «обратной связи» - у него, по собственному признанию, критическое отношение к такому направлению в искусстве, как реализм. К слову, сам он считает себя продолжателем традиций передвижников:

- Почему плох реализм? Да потому, что устарел давно. А мы топчемся на месте, согласно назиданиям Екатерины Фурцевой (министр культуры СССР в 1960-1974 годах и ярая подвижница «соцреализма» - прим.авт.) Такое наследство — как болезнь, которую надо перебороть, особенно творческому человеку. Как по Чехову - «по капле выдавливать из себя раба». Не вышло у нас ни капитализма, ни коммунизма, за 80 лет советской власти выдавили всё. Сами теперь не знаем, что нам надо!

Свои слова художник подкрепляет делом: у него немало нестандартных проектов. Кроме упомянутого кафе, среди них и цикл картин по творчеству Владимира Высоцкого, и участие в выставке наивного искусства в той же Арт-галерее «Наш XXI век».

- Надо самому себе признаться: у меня от живописи теперь зависимость. Просто не могу не писать, - говорит Харабарин.

Досье
Александр Харабарин — вологодский художник, род. 16 июля 1947 года. Автор более 400 картин и нескольких персональных выставок. Наставники — Владимир Корбаков, Генрих Асафов, сам себя причисляет к «народным художникам». Открытие юбилейной выставки Харабарина в Арт-галерее «Наш XXI век» на ул. Воркутинской, 7 ожидается 29 июня.