Дочь вологодского художника Макарова создает его персональный музей

Отношения
Мария Вернер

Заречье всегда было загадочным местом. Оно наполнено таинством легенд и овеяно обаянием старины. Каждый из уцелевших тут домиков дышит историей и судьбами живших в них людей. К примеру, небольшой, невероятно уютный домик номер 3 по улице Рубцова расположен почти на Набережной, летом утопает в зелени. Часто хожу мимо и понимаю: за ним ухаживают, его берегут. Здесь когда-то провел детство и вырос вологодский художник Вячеслав Макаров. Сегодня его дети и внуки мечтают устроить частный музей живописца. Хотя его нет с нами почти семь лет, до сих пор его потомки ищут и находят его полотна. Загадки, да и только! Макаров почти всю жизнь прожил в моем родном Заречье. Местные жители не раз уважительно показывали мне этого красивого человека, говорили, что это – художник, и некоторые покупали работы Макарова. Говорят, был нежадным, цены не «ломил». Еще и душевный очень, поговорит, настроение поднимет.

Впервые его работы я увидела лет семь назад на выставке одного из фондов, которую организовала художника Марина Пронина. Ее отец к тому времени покинул наш мир, но Марина упорна в достижении цели. Мечтает создать музей своего отца именно в доме, где он жил с мамой и братьями. Она знает биографию отца в подробностях. А многие ли сегодня знают про своих родителей? Судьба Макарова драматична и даже трагична. Будучи настоящим художником, этот амбициозный, самодостаточный человек все свои 66 лет искал себя, боролся, не сдавался. Был талантлив во всем и очень честным.

Макаров родился 18 октября 1949 года в около станции Сухона. Мама Августа Михайловна Прусакова – фронтовичка, участница взятия «линии Маннергейма», всю жизнь тяжело работала. Славик был старшим сыном из трех, а его отец, по рассказам мамы, был кубанским казаком. Романтические отношения длились недолго, он уехал на Родину.

- Лет через тридцать папа разыскал его на юге России, - рассказала мне Марина. – Дед признал сына, но продолжения отношений не было, нет и фото деда.

По словам Марины, бабушка с утра до ночи работала, Вадим и Михаил были «вверены» старшему брату - Славику, а себя он воспитывал сам. Как и многие его ровесники, прошел интернат, работал с детства. Из интерната на выходные в Вологду его забирала бабушка – Дроссида Павловна.

- Папа мечтал рисовать с детства, занимался в ДКЖ в изостудии легендарного художника-фронтовика Сергея Теленкова. Папу поражало мужество этого человека. Потеряв ногу на фронте, плавал в бассейне и, невзирая на тяжести жизни инвалида, не озлобился. Весь творческий пыл отдавал воспитанникам. Рисовал до последнего дня, а когда уже вести занятия в не смог, писал картины дома на улице Благовещенской. В 1965 году Макаров начал учебу в Ивановском декоративно-прикладном училище. Но разочаровался, и через год поступил в Ярославское художественное училище. Но и тут, окончив на «отлично» один курс, ушел. Не хотел, чтобы его загоняли в рамки академизма и штампов. Работал столяром, плотником, кочегаром, с 1982 по 1987 год был художником-оформителем на заводе, преподавал в детской изостудии. Объехал с пленэрами всю область с самыми немудреными красками, этюдником. Все заработанные деньги тратил на холсты и краски, - вспоминает Марина.

Но вернемся в восьмидесятые годы. К тому времени мать и сыновья обосновались в Вологде, купив часть того самого домика на улице Рубцова (тогда - Мостовой). По рассказам Марины, мать Макарова мечтала о невестке, и даже нашла ему, по семейной легенде, будущую жену. Для встречи с ней пригласила его на вокзал, поводом стала продажа Славиком ягод для проезжающих людей на перроне. Но сразу «все пошло не так», не по сценарию, задуманному матерью. С поезда уже ступила на перрон первокурсница Вологодского политеха из Коряжмы Архангельской области, она ехала сюда с каникул из дома. И Вячеслав «пропал». Забыв про «невесту», влюбился с первого взгляда и связал с мамой Марины свою судьбу.

- Со второй встречи папа предложил маме замужество, – говорит Марина. – Она моложе его на девять лет, и была просто красавицей. Он ей так и сказал: «Никуда тебя не отпущу».

В 1979 году родился старший сын Макарова – Илья. Сегодня он, окончив Вологодский музыкальный колледж, философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета, пел в хоре Мариинского театра, потом вернулся в Вологду и сейчас работает в Филармонии. В 1987 году на свет появилась Марина – моя собеседница. Вячеслав обожал дочку. Но вскоре начались тяжелые 90-е годы, и семейная жизнь дала трещину. Перед рождением Марины семья переехала из Лосты в Вологду. Марина пошла в школу, но вскоре ее отправили к бабушке в Коряжму. Надо было как-то выживать. Родители разошлись.

- Папа всегда помогал нам, - вспоминает Марина. – Был любящим отцом. А когда я вернулась обратно в 14 лет, мы с папой уже не разлучались. Он всегда мечтал о том, чтобы мы научились рисовать, брат даже учился в художественной школе. Его дом был увешан полотнами, полон тюбиками с красками, кистями, чистыми и начатыми холстами. И всегда – работал. Вскоре он встретил Татьяну, женщину, с которой был счастлив до последних дней. Мы до сих пор дружим. Самые главные качества, которыми нас наделил папа, это честность, любовь и уважение к близким. Почти не рисовал на заказ. Спрашивал: «Как это – рисовать на заказ? Искусство должно идти от души, быть искренним, нежным». В его работах мало куполов, храмов, торжественных пафосных мотивов, писал по велению сердца. Обращался к реалиям природы, Родины, любил изображать на холстах тихие уголки, покосившиеся домики старого Заречья. Названия его работ – «Галузинский дворик», «Старая Вологда», «Дом на Старом рынке», «Осенний мотив», «Заброшенный дом», «Улочка в марте», «Деревенский мотив», «Деревенька» - говорят сами за себя.

- С 1980 года Макаров - участник городских, областных, всероссийских выставок. В 2013 году он принял участие в последней в своей жизни выставке. Это была ХI региональная художественная выставка «Российский Север» в Сыктывкаре. Как художник он достиг больших высот. Его живопись - необычайно светлая, одухотворенная. Душевные его пейзажи не только настраивают на лирический лад, заставляют задуматься о роли человека в природе, его месте, месте его души в этом мире. Вся жизнь Вячеслава Макарова прошла в Заречье, в типичной провинциальной среде с уютными деревянными домами, украшенными резьбой, крылечками и балконами, осененными высокими деревьями. Маленький домик на улице Мостовой своими окнами смотрел на панораму Вологодского кремля, Софийский собор, колокольню, храм Александра Невского. Свое лицо в живописи он обрел не сразу. Но то, что стало его вкладом в вологодское изобразительное искусство, окружало его всю жизнь. Жаль, что он ушел так рано – его талант достиг расцвета как раз тогда, когда уже надо было покидать мир, - рассказала мне искусствовед Вологодской областной Картинной галереи Марианна Мурашева.

В 1985 году Вячеслав Макаров написал программную картину «Пролом». Работа вызвала споры, оказалась весьма символичной, хотя изображала обычную арку, ведущую со Старого рынка на улицу Мира. Колорит ее - напряженно-красный, олицетворяет собой безысходность. Но мрачный, щемящий мотив сильно задел струны зрителей. Первым из братьев-художников поддержал Макарова вологодский художник-фронтовик Владимир Корбаков. Он отобрал на выставку «Русский Север» несколько работ Макарова и всегда вдохновлял, давал советы. Вскоре после создания «Пролома» в мастерской случился пожар, все картины сгорели. После этого и в творческой биографии автора произошел переворот, «пролом» в свободное творческое состояние: художник переключился на пейзажи и натюрморты.

- У отца была идея – открыть в январе 2016 года персональную выставку. К сожалению, он ушел из жизни в ноябре 2015-го, так и не воплотив мечту. Поэтому мы, его родные сделали это за него. Подготовка заняла полтора месяца, мы долго отбирали работы, – рассказала Марина. - Последний год своей жизни усиленно готовил эту выставку. Папа до последнего боролся, хотел жить. Последнюю свою работу «Вид на Софийский собор из своего окна» он написал за два месяца до смерти. Я попросила папу сделать это. Он уже не мог выходить из дома, но из его окна на улице Рубцова открывается прекрасный вид.

Но болезнь брала свое. Отец угасал, но Марина вселяла уверенность, давала надежду, и вместе с отцом они работали над будущим музеем. Он давал советы, рассказывал, она записывала, отбирала работы. Когда почти все было закончено. Отца не стало. Сегодня Марина мечтает о персональном музее отца. Все для этого есть. Полным ходом идет процесс «атрибутирования»: в архиве остались десятки начатых холстов, эскизы, наброски, есть даже схемы, где прописаны цвета и линии будущих работ. Все это бережно разобрано и тщательно изучается. Там задуман и ремонт. Марина мечтала увидеть дом отца обновленным уже год назад, но пока из-за взлетевших на стройматериалы цен не получается.

- 2 ноября 2015 года, - вспоминает Марина, - пришла к нему, в его глазах увидела ужас. Ночью он умер. Я не знала, как это пережить. Но судьба давала и давала мне особые знаки. Я и сейчас знаю: папа рядом. Он приводит ко мне нужных людей, дает надежду. Он – рядом. И я сделаю все, чтобы он остался таким с нами навсегда.

И это - не слова. Внучка художника, 10-летняя Милана ведет исследовательский проект "Мой дедушка-вологодский художник. Ознакомление молодого поколения с творчеством вологодского художника Вячеслава Макарова". Значит, дело его будет жить.

 

На фото: 1. Работы В. Макарова. 2. Тот самый домик на Рубцова. 3. Марина Пронина. 4. Реферат внучки художника Миланы.