image

Сказанное сорок лет назад Василием Беловым звучит актуально и сегодня

Отношения
Мария Вернер

Вологда готовится к юбилею нашего земляка, классика отечественной литературы, знаменитого писателя-«деревенщика» Василия Белова. 23 октября текущего года Василию Ивановичу исполнится 90 лет. Мероприятий к этой дате земляки подготовили немало. В том числе по городу бегают десять «Беловских автобусов». В течение месяца пассажиры могут слушать отрывки из произведений прозаика – из повести «Привычное дело», рассказов «За тремя волоками», «Бобришный угор», «На Родине». Можно услышать и рассказы для детей, и даже публицистику. В этом земляков поддержали автотранспортные предприятия. 

А мне на глаза только что попалось выступление Белова, опубликованное 26 февраля 1982 года в областной молодежной газете «Вологодский комсомолец». Небольшой материал этот – выжимка из речи 50-летнего тогда прозаика на ХХII областной комсомольской конференции – носит заголовок «Родное».

Диву даешься, насколько злободневно звучит выступление Белова и сегодня, спустя 40 лет. В преамбуле Белов говорит о важности экономического развития страны. Но отмечает, что самое главное – не развитие Нечерноземья, дорог и строительство жилья, хотя само по себе это тоже очень важно. «После долгих раздумий пришел к такому выводу, - пишет Белов. – Сейчас самое главное – проблема семьи. А если говорить еще более определенно – проблема невест. Да-да, именно от девушек зависит теперь благополучие не только деревни, но и города. Потому что проблемы женихов не существуют, ребята теперь охотно остаются в деревне». «Молодые люди без любви, без невест начинают пьянствовать, другие очертя голову бросаются по городам женятся на ком попало.  Тут уж не до выбора! Иные снова возвращаются в деревню».
Далее писатель сетует на закрытие клубов и сельских библиотек, школ, пекарен и медпунктов. На исчезновение целых деревень. Досталось от писателя и излишней централизации, сокращению поголовья скота, и укрупнению молочных ферм и комплексов. Все этот актуально и сегодня.
«Почему же существует такая странная, порой болезненная тяга  молодежи, особенно девушек, в чужие места? Дело и в самих родителях тоже. Многие просто по традиции заранее готовят своих детей только к городской жизни, не воспитывают в детях крестьянской гордости, не прививают уважения к сельскому труду и любви к родным местам. А самое главное – мы плохо, равнодушно относимся к семье вообще, семейного воспитания как такового у нас нет.

Но нельзя быть вечно молодым. Придет время, и каждый из вас должен будет подумать о собственной семье, о детях. Некоторые молодые люди вообще не хотят иметь семью, нести семейную ответственность, готовы всю жизнь жить в общежитии», - сетует Белов. 

«Только неполноценная личность может мечтать о беззаботном одиночестве или о свободе от семьи и детей. Стремление жить без семьи есть не что иное, как разновидность индивидуализма, который в зрелом возрасте перерастет в самый жестокий эгоизм», - Белов предупреждал молодых о семейном нигилизме. Ругает он при этом и средства массовой информации. Именно телевидение, радио, кино, грамзаписи, по его мнению, «словно сговорились, все с раннего детства внушают человеку мысль: настоящая жизнь возможна только в городе. Давно пора одну из программ центрального  телевидения посвятить полностью сельской теме, а «Сельский час» заменить целыми сутками типа «Маяка», то есть организовать сельскую радиостанцию». Далее Белов критикует миллионные тиражи грампластинок, на которых, по его мнению, записаны в большинстве своем бездарные тексты и какофония вместо музыки.

Можно конечно поспорить с классиком: именно советские песни нынче пользуются громадной популярностью, их с завидной регулярностью  поют и перепевают и современные шоу-звезды, и барды, а журналисты и писатели цитируют и выносят в заголовки строки из песен времен СССР. Любит эти песни и современная молодежь – те, кому сегодня нет и двадцати.

Зацепило и высказывание Белова о современных ему художниках-монументалистах. Это те, кто размещал в те годы большие мозаики «советской» и иной «выдержанной» тематики на стенах зданий – внутри и снаружи: «Не лучше музыкантов (в кавычках) выглядят порой и наши художники, призванные воспитывать в молодежи высокий художественный вкус. Чтобы полюбоваться одним из творений вблизи, надо иметь заводской пропуск оптико-механического завода. В ресторан же «Север» и в бар пропуск не требуется, зайдите и полюбуйтесь, что там намалевано. По-моему, это - один и тот же автор, и трудится он наверняка с благословения нашего худфонда. На подобной белиберде трудно воспитывать в молодом человеке любовь к родным песням и сказкам, трудно разбудить почтительное уважение к родителям и к родному дому, вообще к родной природе и к своей Родине», - бойко бичует Белов.

Я попыталась вспомнить, какие же «картины» были внутри ОМЗ, но ничего кроме «приличного» воспевания человека труда не припомнилось. Большое и красивое мозаичное панно вологодского художника Бронислава Кураго до сих пор украшает фасад на улице Чехова на центральной проходной завода ОМЗ, бывшего «гиганта» Вологды, и далеко не его одного. А вот про бар «Север» спросила у Вадима Боровикова, который лет 15 трудился в баре, уж простите, «вышибалой». Ничего кроме декора в виде обожженных деревянных планок на стенах, коими был славен завод «Прогресс» в те годы, наш информатор не припомнил. Зато вологодский искусствовед с тридцатилетним стажем Марианна Мурашева сообщила, что зал второго этажа ресторана «Север» украшали два так называемых ложных (декоративных имитаций) окна слева от лестницы. «Окна украсили  витражи «куртуазной тематики», решенные в зелено-фиолетовой холодной гамме, - сказала Мурашева. – То есть были изображены  дамы и кавалеры эпохи примерно позднего Средневековья». Возможно, этих дам и кавалеров и имел в виду Василий Иванович, как безвкусных «развратников» советской молодежи.     

Напоследок не могу не остановиться и на неоднозначной роли классика в нашумевшем в свое время «семейном воспитании». Именно его труды, как я понимаю, вдохновили тогдашнего губернатора Вологодчины Николая Подгорнова на введение этого «инструмента» повышения рождаемости в регионе. С легкой руки Николая Подгорнова в Вологде примерно с 1990 года закрылась добрая половина детских садов, а мамы «несадиковских» детей начали получать пособие до трех лет – по 150 рублей за ребенка в месяц. 

Программа «семейного воспитания» с треском провалилась: некоторые недобросовестные мамаши обрадовались халявным и немалым в ту пору деньгам, кинули детей на бабушек. Иные - пособия пропивали, бездумно рожая и рожая малышей. А нехватку ставших не нужными детских садов, закрытых и «перепрофилированных» в иные учреждения, мы ощущаем до сих пор. Ну, а сам классик, вырастив дочь Анну (которой на момент публикации было семь лет), отправил ее на учебу из Вологды «в столицы». Ныне она – экскурсовод в одном из музеев московского Кремля. 

 Но, что ни говори, и сегодня слова классика звучат злободневно, где-то даже зловеще и,  увы - пророчески.   

Тамара Аникина 
На фото: Василий Белов с женой Ольгой и дочерью Анной.