image

Страны мира на минуту в СТАЛИ: годовой рейтинг «сталелитейности» не обошелся без сюрпризов

Экономика
09:34
794 просмотра
Михаил Ростов
фото: freepik.ru
фото: freepik.ru

Представление о могуществе российской металлургии так же незыблемо, как и представление об отсталости российского автомобилестроения  (и это льстит жителям Вологодской области, где черная металлургия занимает ведущие позиции в экономике). 

Между тем, по модному ныне выражению, не всё так однозначно. Россия действительно является абсолютным чемпионом Европы по объемам сталеварения, но во всемирном рейтинге наша страна лишь 5-я по счету. На первом месте – вездесущий Китай. Хотя правильнее было бы сказать, что Китай занимает все три ступени пьедестала почета, ведь эта страна производит свыше половины мирового объема стали. За КНР с большим отставанием следуют Индия, Япония, США и, наконец, Россия (валовый объем производства стали в нашей стране почти в 15 раз уступает китайским показателям).

Впрочем, экономика далеко не всегда движется в направлении «вперед и выше». Здесь очень уместна гениальная формула Владимира Высоцкого: «Развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразрез, наперерез». 

Так вот, неукротимый Китай в 2023-м годы не просто существенно сбавил темпы: динамика производства стали в этой сверхдержаве практически упала до нуля (точнее, рост выпуска «год к году» составил всего несколько десятых процента). В то же время Индия, занимающая 2-е место в мировом рейтинге, стала рекордсменом отраслевого роста: за год изготовление стали в этой стране увеличилось почти на 12 процентов.

Россия по динамике роста (плюс 5,6 процента «год к году») заняла 4-е место в мире, обойдя и США, и Японию, и страны Евросоюза. Показатель достойный, особенно если учесть удушающие объятия антироссийских санкций и почти полное «обнуление» экспорта  в западном направлении. Подъем сталелитения в нашем случае был обеспечен исключительно внутренним спросом: как со стороны военно-промышленного комплекса, так и со стороны «мирных» отраслей, в частности, жилищного строительства и производства труб широкого диаметра. 

Конечно, уровень производства металла нельзя считать точным эквивалентом экономической мощи государства. И если в мировом «сталелитейном» рейтинге Вьетнам занимает 12-е место, а Великобритания – лишь 26-е, то это не дает оснований переименовать одну в Великовьетнам, а вторую «разжаловать» в Малобританию. Экономика – организм не менее сложный, чем человеческое тело. И если металл – скелет экономики, а нефть – ее кровь, то высокотехнологичные отрасли – ее мозг. И вот с этим-то у нас еще не все в порядке…