Загадка банка БКФ: накануне отзыва лицензии организация отчиталась о хорошей работе
Минувшая неделя завершилась событием, которое на фоне украинского кризиса стало довольно редким явлением в финансовой жизни страны: отзывом банковской лицензии. Если в 2019-м году, предшествующем пандемии и СВО, в России было ликвидировано 28 кредитных организаций, то в прошлом году – всего три (наименьшее количество с начала 90-х годов минувшего века).
Фигурантом «смертного приговора», вынесенного Банком России, стал челябинский банк БКФ (полное наименование – Банк корпоративного финансирования). Прямо скажем, не Сбер и не Газпромбанк, но 230-е место в РФ по величине активов – это все же не мелочь по карманам.
Официальная мотивировка, использованная ЦБ РФ, носит вполне привычный для таких случаев характер. По сообщению главного финансового регулятора, банк БКФ нарушал федеральные законы и нормативные акты ЦБ РФ; пренебрегал требованиями законодательства о противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма; совершал сомнительные операции, связанные с выводом клиентских средств за рубеж и тому подобное.
Повторюсь: аналогичные претензии предъявлялись ко многим (если не к большинству) банков с отозванными лицензиями. Разница разве что во времени действия. Одно дело шустрить с преступными капиталами, включая возможное финансирование терроризма, и выводить средства за рубеж, включая недружественные государства, когда в стране «тишь, гладь и божья благодать». Совсем дело осуществлять всё это в период проведения СВО, когда финансовая система страны и без того работает на пределе возможностей из-за высоких военных расходов.
Поэтому монотонное извещение Банка России об отзыве лицензии у банка БКФ оставляет странное ощущение: словно тебе показали вступительные титры от фильма, и на этом кинопоказ был завершен.
Но это не единственная загадка, связанная с лопнувшим «Банком корпоративного финансирования». Дело в том, что буквально накануне бесславного завершения своей деятельности БКФ опубликовал финансовую отчетность за девять месяцев 2024-го года. При этом никаких признаков «тонущего корабля» не заметно. Скажем, средства банка, аккумулированные на счетах в ЦБ РФ, примерно вдвое превысили показатели минувшего года. Существенные долги по налогам у банка БКФ отсутствуют. Средства на клиентских счетах несколько снизились, но подобные колебания свойственны практически всем кредитно-финансовым организациям страны, не исключая банки из топ-10.
Словом, «пациент скорее жив, чем мертв». И можно только догадываться, в чем причина бескомпромиссного решения ЦБ РФ. Хорошо, если речь идет о своего рода наглядном уроке для всех участников финансового рынка: на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Иной вопрос, если поднимается новая волна передела банковского рынка, призванная окончательно смыть всю провинциальную «мелочь» и сконцентрировать финансовые ресурсы в крупнейших банках, которые легче контролировать. В этом случае БКФ может оказаться пресловутой первой ласточкой, за которой полетят целые стаи «залетных» птиц…
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии