image
Культура
572

Патерсон. Двенадцатый шедевр Джима Джармуша

В прокат вышел «Патерсон» (18+) - двенадцатый шедевр Джима Джармуша. Фильм можно посмотреть в кинотеатре «Салют».

В городе Патерсон живёт человек по имени Патерсон (Адам Драйвер). Он работает водителем автобуса, а в свободное время сочиняет стихи и аккуратным почерком записывает их в толстый блокнот с белоснежными страницами.

У Патерсона есть подруга жизни - неземной красоты Лора (Голшифте Фарахани), обладающая целым набором обаятельных странностей. У Лоры есть английский бульдог Марвин, которого Патерсон ежевечерне выгуливает до ближайшего бара «Тени». Так проходит жизнь Патерсона, и жизнь эту, как ни странно, можно назвать прекрасной.

Двенадцатый полнометражный художественный фильм живого классика Джима Джармуша — это очередная его ода к радости, баллада о трубадуре, поэма в кинокадрах. Однако впервые со времён «Мертвеца» главным героем джармушевской картины становится поэт не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Патерсон черпает вдохновение в повседневности. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

На протяжении двух часов показывается одна неделя из жизни человека. Патерсон не только живёт в Патерсоне, он ещё и читает поэму «Патерсон», написанную подлинным американским поэтом 20 века Уильямом Карлосом Уильямсом. Сам Уильямс, правда, жил в Резерфорде - другом городке из того же штата Нью-Джерси, где и находится город Патерсон. Почти всю жизнь Уильямс проработал обыкновенным врачом-педиатром, что тоже как-то коррелирует с судьбой джармушевского героя.

Злые языки судачат, что актёра на главную роль концептуалист Джармуш взял исключительно из-за фамилии (driver — «водитель»). На самом деле все те, кто хорошо знаком с творчеством Джима, ещё до просмотра «Патерсона» были уверены, что Адам Драйвер просто создан для джармушевской эстетики.
До этого Драйвер играл у Коэнов, Скорсезе и Баумбаха, хотя известным стал благодаря чуть ли не самой малоинтересной своей роли — в «Звёздных войнах». Но всегда в этом Адаме чувствовалась эдакая чудинка, легкая маргинальность, оторванность если не от реальности, то по крайней мере от повседневности. И внешне заторможенные, но внутренне вдумчивые персонажи Джармуша тоже именно таковы.

У Патерсона есть подруга жизни — неземной красоты Лора, обладающая целым набором обаятельных странностей. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Некиногеничный, на первый взгляд, Драйвер и неправдоподобно красивая иранка Фарахани ничуть не менее изумительная пара, чем тандем Тома Хиддлстона и Тильды Суинтон из предыдущей джармушевской картины. Хотя в фильме «Выживут только любовники» речь всё-таки шла о вампирах — существах, стоящих заведомо выше простых смертных. Поэтому ироническая условность в «Любовниках» преобладала над мелодраматической проникновенностью.

Не то в «Патерсоне». Здесь герои нарочито сделаны простыми до безобразия. То есть на самом деле — до безукоризненного совершенства. Он шофёр, она домохозяйка — ничего похожего на возвышенный вампиризм. Но с первых же сцен становится очевидной истинная сущность героев: он — поэт, она — его муза. Именно это, а не клыки и бессмертие, возвышает Патерсона и его Лору над прочими обывателями.
Джармуш даже не противопоставляет протагонистов остальному миру, как было в тех же «Любовниках» и некоторых других его фильмах. Патерсон черпает вдохновение в повседневности. И хотя Лора — его главная муза, стимулировать творческое воображение героя способен и любой другой житель города, с которым поэт остановится посреди улицы поболтать ни о чём, как это часто бывает у Джармуша.

У Лоры есть английский бульдог Марвин, которого Патерсон ежевечерне выгуливает до ближайшего бара «Тени». Фото с сайта www.kinopoisk.ru


Что уж говорить о живых людях, если Патерсона способен вдохновить на маленький стихотворный шедевр даже обыкновенный коробок спичек, которым поэт вертит в руке во время завтрака. Можно сказать, что фильмом «Патерсон» Джармуш на свой лад перефразировал хрестоматийную шекспировскую максиму. «Мир соткан из поэзии, и все люди в нём — поэты», — словно бы говорит нам режиссёр. И сегодня только в его исполнении подобный посыл мог оказаться лишённым какой-либо пошлости.

Впрочем, у каждого большого художника есть свои критики, любящие приписывать ему всё что угодно, включая пресловутую пошлость. Даже если не принимать в расчёт самые нетерпимые отзывы, трудно не заметить, что в последнее время Джармуша (кстати, как и равновеликого ему Тарантино) многие склонны уличать и упрекать в самоповторах. Мастер, мол, «исснимался» — из фильма в фильм одно и то же.
Подобные обвинения почти всегда звучат несправедливо в отношении объективно крупных авторов, обладающих собственным почерком. И уж в адрес Джима такие укоризны выглядят особенно нелепо. Джармуш не может не возвращаться к ключевым для него понятиям и образам, потому что такова сущность его кинематографа.

Жизнь Патерсона можно назвать прекрасной. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Поэтому, например, разговор Патерсона с десятилетней коллегой-поэтессой моментально ассоциируется с беседами о прочитанных книжках, которые в «Псе-призраке» вёл заглавный герой-киллер с другой маленькой интеллектуалкой. А японец Масатоси Нагасэ, появляющийся в последней сцене, проводит преемственность с ещё более ранним фильмом Джармуша — «Таинственным поездом», где этот же актёр, тогда 23-летний, играл главную роль. В другом эпизоде возникает тандем юных любовников из «Королевства полной луны» — фильма, снятого уже не Джармушем, а его духовным наследником Уэсом Андерсоном.

Чуть ли не самая отличительная особенность джармушевского творчества - его неподражаемый юмор, который тоже в свою очередь строится на постоянных повторах, рефренах, рифмах. Природа этого юмора музыкальна: по части умелого закругления каждой сцены выразительным кадром или ёмкой репликой Джармуш может посоперничать с нашим Данелией. Но смех Джармуша даже мягче, чем у создателя «Афони» и «Кин-дза-дза»; в частности, в «Патерсоне» практически полностью отсутствуют горькие или едкие нотки.

Два часа будто бы бессюжетного повествования пролетают в мгновение ока. «Патерсон» — кино подчеркнуто бесконфликтное и даже бесстрастное, но вместе с этим аккумулировавшее в себе огромные запасы жизнеутверждающей энергии.

Тем, кто ждёт от фильмов непременной остросюжетности, просмотр «Патерсона», разумеется, противопоказан. Но всем ценителям чистой кинематографической поэзии именно сюда. Не забудем, что настоящее искусство — всегда утешение, и в этом смысле Джармуша давно пора признать величайшим утешителем наших дней.

 

Главные новости Вологды за неделю
Руки за голову. Владимир Путин объяснил, как надо правильно качать пресс
Спортсмен, которому сделали замечание, поспешил исправить технику выполнения упражнения
01-07-2025 1 465 просмотров
С 01 июля получить автокредит станет сложнее
Корреспондент портала Вологда-поиск узнал, что изменится для заемщиков
01-07-2025 2 165 просмотров