Преподаватель школы народной культуры - об истории и тенденциях вологодского кружева


Сегодня отмечается День вологодского кружева – молодой праздник, который помогает популяризировать народный бренд региона.
Преподаватель школы Центра народной культуры рассказала порталу «Вологда-Поиск» о том, как возникло и развивалось традиционное ремесло.
«В XVI веке вологодское кружево было известно во всём мире. С тех пор оно не утратило значимости во многом благодаря исследованиям Софьи Давыдовой, опубликовавшей первую научную работу, посвящённую этому народному ремеслу.
В Вологду впоследствии были привезены образцы западноевропейского кружева. Но исконно вологодское кружево – парное или, как ещё говорят, мерное. Оно плелось метражом и вшивалось в специальные вставки. В них не используется крючок, но делается длинная сколочка – полоска с рапортом. Рапорт всегда повторялся и было легко повторить его, что давало рукодельнице легко запомнить узор», - рассказала педагог и мастер Валентина Чернова.
ГРАН-ПРИ за панно «Поезд милосердия» в этом году получили вологодские кружевницы на Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая». Произведение было приурочено к 80-летию со дня Победы. Преподаватель Валентина Чернова отметила, что дружит с Марией Медковой и другими кружевницами, создавшими панно, и нередко видится с ними на фестивалях.
«В 1820-м году в Ковырино образовалась первая кружевная мастерская, куда входило около 40 кружевниц.
В XIX веке появился неповторимый узор – велюшка. Узоры плотной тесьмы плавно перетекали один в другой, подобно вьющейся дорожке. Его впервые создали мать и дочь, Софья и Анфия Брянцевы. Узор был создан ими из сочетания парного кружева с цепным (которое делалось крючочком). Для плетения такого требовалось искусное зрение и хорошее освещение.
Такое кружево всегда требовало сохранения определённого размера, не должно было оставаться никаких больших углов.
В вологодском кружеве всегда использовались 4 основных элемента: полотнянка, сетка, плетешок и насновка. Сетка при этом внедрялась постепенно; решётки было мало. Чаще всего обращались к полотнянке. Изгиб и поворот не использовались. У нас оно было всегда более плотное, но всё-таки изящное.
Сейчас внедряется много новых элементов.
Раньше активно использовались именно полотнянки и плотное кружево. Раньше кружево можно было увидеть в крестьянской одежде. Сейчас чаще можно встретить его в нарядах на выход. Это - штучные изделия – воротнички, галстуки и даже брошки. Парное кружево, являющееся исконно вологодским, используется всё реже», - рассказала Валентина Чернова.
В группе школы народной культуры Вологды занимается сегодня 26 воспитанников, среди которых есть один мальчик. Все они разных возрастов – с первого по девятый класс. Они не только учатся плести кружево, но изучают его этнографические особенности.
«Я понимаю, в этот день вологжане начинают вспоминать, что даёт нам вологодское кружево. Мои ученики сказали, что это – история, которую нужно знать и беречь. Главное, чтобы молодое поколение сохраняло интерес, а технология плетения оставалась в том же виде», - отметила мастер Валентина Чернова.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии