image
Культура
1 165

Преподаватель школы народной культуры - об истории и тенденциях вологодского кружева

background
Фото: Никита Трушков / Вологда-Поиск
Фото: Никита Трушков / Вологда-Поиск

Сегодня отмечается День вологодского кружева – молодой праздник, который помогает популяризировать народный бренд региона. 

Преподаватель школы Центра народной культуры рассказала порталу «Вологда-Поиск» о том, как возникло и развивалось традиционное ремесло. 

«В XVI веке вологодское кружево было известно во всём мире. С тех пор оно не утратило значимости во многом благодаря исследованиям Софьи Давыдовой, опубликовавшей первую научную работу, посвящённую этому народному ремеслу. 

В Вологду впоследствии были привезены образцы западноевропейского кружева. Но исконно вологодское кружево – парное или, как ещё говорят, мерное. Оно плелось метражом и вшивалось в специальные вставки. В них не используется крючок, но делается длинная сколочка – полоска с рапортом. Рапорт всегда повторялся и было легко повторить его, что давало рукодельнице легко запомнить узор», - рассказала педагог и мастер Валентина Чернова. 

ГРАН-ПРИ за панно «Поезд милосердия» в этом году получили вологодские кружевницы на Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая». Произведение было приурочено к 80-летию со дня Победы. Преподаватель Валентина Чернова отметила, что дружит с Марией Медковой и другими кружевницами, создавшими панно, и нередко видится с ними на фестивалях. 

«В 1820-м году в Ковырино образовалась первая кружевная мастерская, куда входило около 40 кружевниц. 
В XIX веке появился неповторимый узор – велюшка. Узоры плотной тесьмы плавно перетекали один в другой, подобно вьющейся дорожке. Его впервые создали мать и дочь, Софья и Анфия Брянцевы. Узор был создан ими из сочетания парного кружева с цепным (которое делалось крючочком). Для плетения такого требовалось искусное зрение и хорошее освещение. 

Такое кружево всегда требовало сохранения определённого размера, не должно было оставаться никаких больших углов.  

В вологодском кружеве всегда использовались 4 основных элемента: полотнянка, сетка, плетешок и насновка. Сетка при этом внедрялась постепенно; решётки было мало. Чаще всего обращались к полотнянке. Изгиб и поворот не использовались. У нас оно было всегда более плотное, но всё-таки изящное.
Сейчас внедряется много новых элементов. 

Раньше активно использовались именно полотнянки и плотное кружево. Раньше кружево можно было увидеть в крестьянской одежде. Сейчас чаще можно встретить его в нарядах на выход. Это - штучные изделия – воротнички, галстуки и даже брошки. Парное кружево, являющееся исконно вологодским, используется всё реже», - рассказала Валентина Чернова.  

В группе школы народной культуры Вологды занимается сегодня 26 воспитанников, среди которых есть один мальчик. Все они разных возрастов – с первого по девятый класс. Они не только учатся плести кружево, но изучают его этнографические особенности. 

«Я понимаю, в этот день вологжане начинают вспоминать, что даёт нам вологодское кружево. Мои ученики сказали, что это – история, которую нужно знать и беречь. Главное, чтобы молодое поколение сохраняло интерес, а технология плетения оставалась в том же виде», - отметила мастер Валентина Чернова. 

Главные новости Вологды за неделю
Футбольное «Динамо» с минимальным счетом обыграло аутсайдера турнира – ФК «Коломна»
Все больше болельщиков отмечают деградацию вологодской команды к середине сезона
29-06-2025 538 просмотров
Из искры возгорится пламя? Превью матча ФК «Череповец» - «Балтика-2»
Футбольный корреспондент портала Вологда-поиск проанализировал перспективы команд на победу и пришел к выводу – «желто-черные» могут выиграть только на эмоциях, которых у них нет
27-06-2025 1 024 просмотра