Генерэйшн пи… пец: нужны ли кондукторы в общественном транспорте?
Привычная вологжанам картина: переполненный сверх меры утренний автобус/троллейбус с оседлавшими места для стариков и инвалидов подростками, уткнувшимися в смартфон или планшет (как вариант, болтающими по телефону с такими же юными олухами, как они сами). Рядом стоят те самые старики и инвалиды, которым предназначены эти места для сидения. А по салону с безразличным видом бродит кондуктор, время от времени покрикивающий, как пастух на выгоне: «Оплачиваем проезд! Кто еще не оплатил проезд?».
Тот факт, что кондуктору «до лампочки», почему молодые не уступают места пожилым – это лишь малая толика вопросов, возникающих вокруг этой странноватой профессии. Дело в том, что практически ни в одной европейской стране кондукторов в общественном транспорте днем с огнем не сыщешь. Этот анахронизм исчез как утренний туман после введения экономичных и удобных электронных терминалов для оплаты проезда.
Скажу больше: в городе Вологде еще десять лет назад тоже появились троллейбусы современного типа, где пассажиры должны были входить в салон только через переднюю дверь, оплачивая проезд через кассовый терминал под контролем водителя. Но непреодолимая вологодская привычка решать транспортные вопросы не через переднюю дверь, а через заднее место, оказалась превыше технического прогресса. Троллейбусы, не требующие наличия кондукторов, быстро кончились, а автобусы с подобным сервисом даже и не начинались.
При этом постоянный дефицит кондукторских кадров привел к двум одинаково неприятным результатам.
Первый результат: на некоторых маршрутах общественного транспорта кондукторы то есть, то нет. Поэтому пассажиры, которые в расчете на кондуктора не озаботились многоразовыми проездными, при отсутствии кондуктора либо выходят, не расплатившись; либо «отовариваются» билетами у водителя, отвлекая его от управления транспортным средством; либо попадают в цепкие объятия контролеров, для которых не существует иного оправдания, кроме выплаченного штрафа за безбилетный проезд.
Второй результат: высокая текучка кадров привела к тому, что транспортные предприятия берут на работу кондукторами всех подряд. По этой причине в Вологде заметно участились конфликты между пассажирами и кондукторами, которые с переменным успехом соревнуются во взаимном хамстве. В некоторых случаях едва не доходит до рукопашной (а может быть иногда и доходит, кто знает?)
Очевидно, что профессия кондуктора в ее нынешнем исполнении изжила себя. В культовом романе Виктора Пелевина «Генерэйшн П» выразительно описано перерождение профессиональной среды в постиндустриальном обществе. Так вот, кондукторы в такой же степени не вписываются в систему современного общественного транспорта, в какой пейджеры не вписались в систему информационного обеспечения.
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии