Железно! Эксперты оценили тревожные перспективы машиностроения в наступающем году
В лексиконе героини романа «Двенадцать стульев» Эллочки Щукиной насчитывалось всего 30 слов. Одним из них было выражение «Железно!», которым Эллочка Людоедка выражала необузданный восторг. Отчет о состоянии российского машиностроения в уходящем году жена инженера Щукина могла бы оценить именно этим эпитетом. В самом деле, 20% роста «год к году» - таких темпов промышленного развития наша страна не знала со времен первых пятилеток.
Конечно, объяснения этого феномена лежат на поверхности. Щедрый оборонный заказ плюс ускоренное импортозамещение в автомобильной, компьютерной и ряде других отраслей – эффективные стимуляторы роста. Но эти факторы не являются неисчерпаемыми.
Уже в 3-м квартале 2024-го года стало очевидно, что темпы подъема машиностроения падают, причем довольно быстро. В частности, производство автомобилей, которое в первом полугодии показывало едва ли не 50% роста «год к году», в июле–сентябре сократилось до плюс 11%. И это еще не антирекорд. Худшие показатели в машиностроении продемонстрировали производители сельхозтехники, которые в 3-м квартале «упали» на 35% «год к году».
Впрочем, при всех нюансах экспертные прогнозы остаются позитивными: российское машиностроение завершит текущий год с ростом на уровне 14-15%. Иной вопрос – перспективы наступающего 2025-го года. В этом случае аналитики настроены более скептически.
В частности, агентство «РИА Рейтинг» предполагает не просто сокращение темпов роста, а падение производства в ряде отраслей машиностроения, включая автомобилестроение, железнодорожное и дорожно-строительное машиностроение, а также (что особенно значимо для Вологодской области) производство оборудования для металлургической индустрии.
Причины и в этом случае не являются большим секретом. Высокая процентная ставка по банковским кредитам – одна из важнейших предпосылок спада. Дорогостоящая машиностроительная продукция чаще всего покупается в кредит или в лизинг, и при нынешней стоимости заемных средств покупка с высокой степенью вероятности будет отложена до лучших времен.
Еще одна причина резкого торможения машиностроительной промышленности – кадровая проблема. Дефицит работников в названной сфере приобретает угрожающий характер, и решить эту задачу крайне сложно. Подготовка квалифицированного специалиста, способного производить современную техническую продукцию, требует немалого времени. Понятно, что в нынешней ситуации получить достойное пополнение машиностроители смогут не скоро.
Третья причина лучшего всего формулируется пословицей: «Лучшее – враг хорошего». За несколько лет с аномально высокими темпами развития отрасли произошло затоваривание по многим видам машиностроительной продукции (в частности, на железнодорожном транспорте).
В связи с этим ряд предприятий просто вынужден сократить выпуск…
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии