image

Клиенты Сбера под надежной защитой

Новости компаний
15:11
2 956 просмотров
Олег Куликов
Клиенты Сбера под надежной защитой
Фото из интернета

Как сейчас действуют мошенники и как с ними борются? На этот вопрос в интервью «Известиям» ответил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Звонки от мошенников из «Службы безопасности» банков и попытки обмана в интернете стали, увы, привычны для россиян. Но борются с этим злом не только правоохранительные органы, но и банки, которые оказывают неоценимую помощь полиции, прокуратуре и СК, а также принимают собственные меры.

Как рассказал Станислав Кузнецов, рост преступлений, связанных с телефонным мошенничеством, продолжался вплоть до начала специальной военной операции. В январе 2022 года клиенты «Сбера» 250 тыс. раз обращались в банк с обращениями по поводу мошенничества, в феврале Сбер зафиксировал 264 тыс. обращений. 24 февраля звонки прекратились. Но такая «тишина» сохранялась до 20-х чисел марта. А затем мошенники опять активизировались, хотя и в несколько меньших масштабах. Сегодня в Сбере фиксируют до 50 тыс. таких звонков в сутки (до спецоперации — до 100 тыс. в сутки).

«В абсолютных цифрах это, конечно, по-прежнему огромная проблема: по данным Центробанка, общий объем фрода по России в первом квартале этого года составил 3,3 млрд рублей. Это на 13% больше, чем в четвертом квартале 2021 года. Отмечу, что сегодня 80–90% звонков — это уже не «служба безопасности Сбербанка»: сейчас мошенники чаще действуют от имени других крупных банков. И пока прогноз такой, что рекорд прошлого года по количеству звонков может быть побит уже в течение III квартала», - предположил Станислав Кузнецов.

Он добавил, что сейчас подавляющее большинство мошеннических call-центров расположено на территории Украины. Преступники размещают объявления о найме на работу в преступные call-центры в таких городах, как Львов, Днепр, Запорожье, Одесса и так далее. Вербовщики не стесняются в открытую призывать вступать в ряды преступников для атаки на граждан РФ.

«Приведу конкретный пример, чтобы был понятен масштаб проблемы. Крупный мошеннический кол-центр в Бердянске специализировался на звонках гражданам России. В нем было «трудоустроено» около 300 человек. В день они совершали порядка 5 тыс. звонков по базе из телефонных номеров 20 млн россиян, собранной в результате различных утечек. За четыре месяца только по «Сберу» предотвращен ущерб на 108 млн рублей, а звонили преступники, понятное дело, далеко не только клиентам «Сбера»», - сказал зампред правления Сбербанка.

Причем техподдержка таких мошеннических центров осуществлялась из Франкфурта и Амстердама. Защищенный доступ к облачной CRM для учета звонков обеспечивался компанией Cloudflare в США. Сервис IP-телефонии Narayana, один из ключевых центров мошеннического VOIP-трафика, предоставлялся из Эстонии.

Но так как клиенты «Сбера» надежно защищены, мошенники обзванивали преимущественно клиентов других банков: по данным МВД, 80% потерпевших — клиенты одного очень крупного банка.

Мошенники действуют все изощреннее. Станислав Кузнецов рассказал о двух практиках. Первую называют «двойным ударом». Преступники знают, что человек боится потерять деньги и быть обвиненным в помощи боевикам. И поэтому мошенник под видом сотрудника call-центра банка сообщает, что счет клиента заблокирован в связи с попыткой нелегального перевода в недружественную страну. Если жертва поверил в эту легенду, то «сотрудник банка» выведывает персональную информацию, после чего деньги уходят на счет злоумышленников.

Вторая схема — «обман на обмане».

«Чтобы «вернуть» пострадавшему будто бы похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, в SMS или мессенджере. Злоумышленники просят гражданина заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы «проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его». Получив эти данные, они похищают у человека деньги», - пояснил Кузнецов изданию.

А в последнее время мошенники все чаще звонят через мессенджеры, обычно это Viber.

Что касается «тюремных call-центров», то они еще до конца не ликвидированы. По словам зампреда правления Сбербанка, ситуация в этой сфере заметно улучшилась: объем мошенничества из мест лишения свободы на территории РФ за последние два года уменьшился в 10 раз. Крупные call-центры накрыли, но остались мошенники-одиночки и ряд этнических преступных группировок. Так что в общем с тюремными мошенническими call-центрами в стране справились.