Почти в каждой семье есть своеобразный памятник Сталину
И это – не фигура речи. Сталин из жизни людей нашей страны никуда и никогда не девался.
Памятник ему есть почти в каждом доме: вот такой, своеобразный, не поверженный и не вычеркнутый.
Моя мама Лиля Горбачева окончила физмат-факультет Вологодского пединститута летом 1953 года, когда Сталина не было уже в живых три месяца. До ХХ партсъезда КПСС было еще долгих два с половиной года.
На ее общей выпускной фотографии курса – все как положено. Ленин - слева, Сталин - справа. Ни разу не слышала, чтобы мама как-то плохо отзывалась об Отце народов. Наоборот, она вспоминала о Вожде без тени иронии:
«Когда пришло известие о смерти Сталина, народ в отчаянии вышел на улицы Вологды. В буквальном смысле люди рыдали: и дети, и взрослые. И все спрашивали себя и друг друга: «Как же теперь жить?!..»
Этому старому фото – 71 год. Глядя на него, можно многое понять. К примеру, из одиннадцати преподавателей всего одна женщина. Оно и понятно: фронтовикам тогда была дана «зеленая улица» в науке, литература, искусстве.
Картина численности выпускников совершенно иная: сорок восемь выпускников, из них мужчин всего одна четверть – 12. Эти мальчишки и девчонки, рожденные на грани 1920-1930 годов – дети войны. Их еще называют «проскочившими меж капель дождя». Страшные боевые тяготы, голод и нищета, тревоги и горе как раз выпали на долю поколения их родителей, преподавателей, рожденных в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков. Дети войны не воевали, не тянули свои семьи, не теряли близких так люто, как их родители. Они просто были детьми.
На фото видим немало легендарных имен: Борис Берсенев, Юрий Ломакин, Лилия Похачевская, Владимир Байер, Виктор Терещенко. Все они, да и остальные стали блестящими педагогами. А ректор Николай Хохолков вообще попал в историю в начале 1970-х годов.
Вот такие мысли навеяла старая фотография из семейного архива.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии