Общество
793
06.04.2025 - 22:40
Вологодские «старьевщики» мечтают продавать свой товар на цивилизованном рынке, а не на грязном асфальте

Хотя эти люди и не против именовать себя таким словом, но настоящими, классическими старьевщиками их назвать сложно. Профессии старьевщика посвятили сюжеты в своих произведениях русские писатели Достоевский, Гиляровский, Лесков, Максим Горький, Куприн, Гайдар, Чехов. Чарльз Диккенс посвятил делу собирания старых вещей целый роман «Лавка древностей».
Процессы сбора, обработки и сбыта старых, не нужных или ценных вещей – сопровождают человечество с древних времен. И они неизбежны – почти у каждой «промтоварной» вещи есть свой срок службы.
А после истечения срока предмет или выкидывают, или несут куда-то. И вот тут начинается самое интересное. Старые вещи после смерти их владельца родственники, не понимая ценности иных, несут на помойку. Те, кто понимает – несут туда, где дадут за них какую-либо цену. Есть и другая судьба «старины» - если очень нужны деньги, люди несут в специализированные точки драгоценности, картины и другие предметы искусства. Уверены: тема эта мало изучена, а в Вологодской области – и подавно все покрыто мраком.
Журналисту портала «Вологда-Поиск» один из «матерых» людей этого бизнеса Вадим пару лет назад показывал самиздатовский секретный «каталог». В нем – десятки имен живых и ушедших антикваров, коллекционеров старины. Первым в списке этой книжицы стоит, конечно, Михаил Суров. Именно он – своеобразная икона стиля вологодского коллекционера-собирателя северной старины, краеведа, издателя.
Неоднозначная фигура Сурова до сих пор будоражит воображение и память отдельных вологжан. А байки и басни о его фантастических коллекциях, подогретые его же книгами и рассказами, уже неотделимы от вологодского фольклора, и непонятно, где там - правда, а где - вымысел.
Но мы отвлеклись. Обозримая в памяти ныне живущих история вологодских «барахолок» берет начало на местности около храма Рождества Богородицы – под Горбатым мостом. Там до 70-х годов ХХ века располагалось и городское кладбище. В общем, такое «бойкое место».
В 70-90-е годы барахолку перенесли в тогдашнюю промзону – в район улицы Лечебной – примерно туда, где сейчас стоит телевышка на пересечении ее с улицей Гагарина. Потом еще недолго прошумел полустихийный рынок на стадионе «Динамо» в центре Вологды.
Почему барахолка? Одно от другого неотделимо. В эпоху тотального товарного дефицита перепродажа на блошиных рынках нового, часто импортного товара была почти неотделима от покупки-продажи антиквариата.
А что теперь?
Лет 20-30 назад, когда магазины-комиссионки отпали за ненадобностью, когда к нам хлынули дешевые товары из Китая и Кореи, все барахолки прихлопнули. И из продавцов остались именно «старьевщики». И именно в те годы они плавно «перетекли» в другую промзону – в конец Советского проспекта. Сегодня основной адрес вологодского старьевщика – Советский, 131.
Сегодня народилось и заявило о себе новое поколение вологодского антиквара-старьевщика: старое ушло в салоны, открыло свои магазинчики. Искателям старины и раритетов они давно известны. И все же душа истинного «народного коллекционера» тянется к стихийному рыночку в микрорайоне Льнокомбината: здесь душевно, доступно, можно пообщаться и, конечно, быстро прикупить или продать что-то.
Мы – тут. Прямо на асфальте – антикварные «развалы». Глаза разбегаются: стеклянная, металлическая, керамическая и фарфоровая посуда и приборы, куклы и игрушки, книги, карты, старый добрый инструмент и приборы, значки, медальки, рюкзаки, сумки и картины с иконами, горны с барабанами, граммофоны и магнитофоны, пионерские галстуки. Почти все – советское, времен ССССР.
«Парк машин», припаркованный тут же на обочине проспекта, не пафосный. В основном - российские машины. Это говорит о том, что особо разбогатеть здешним людям на этом не удалось.
Только здесь можно услышать байки, как один из продавцов «лично нашел 17 кладов», а на глазах у другого из гаража вынесли и за ненадобностью расколотили роскошные блюда знаменитого кузнецовского фарфора:
- Чуть-не успел выхватить из помойки, потом собрал осколки и вырезал хотя бы клейма со дна… - с сожалением вспоминает мужчина.
Валентина с мужем Александром – на пенсии. Каждый выходные они тут – у них и посуда, и всякие железки. (Надо помогать внукам). Есть даже краники от самоваров:
- Вам краник нужен? У нас есть, но приходите со своим самоваром и с водой. Проверить надо, чтобы краник подошел, - советует Александр. - Хотим, чтобы вы нас добром вспоминали…
А вот Дмитрию (на фото) нет и сорока: здесь он более пятнадцати лет, даже квартиру купил рядом в доме:
- Чтобы «работа» рядом была, - делится молодой человек. – Я не один такой тут рядом живу, это удобно.
Дмитрий рассказал, что он посудой и хрусталем не занимается: не очень выгодно. На «прилавке» перед ним, как он говорит, «копанина» - царские и советские бляхи для ремней, самодельные зажигалки времен войны, монеты. Ну, а остальные секреты, конечно, не выдает. Но, говорит, «никакого криминала». Он считает, что вологодский «рынок старьевщиков» - крупнейший на Северо-Западе, но вот условий пока для него нет.
- Предметы разложены в основном на земле, или столы сами привозим. Разве это цивилизация?.. Нам бы надо хоть элементарные условия создать: прилавки, ларьки или что-то подобное. Не все могут себе позволить арендовать магазины.
Напоследок спрашиваю мужчину средних лет Михаила:
- Выгодный бизнес?.. Что вас привлекает в этом? Ведь, если дождь, мороз или снег, то и продаж нет.
- Верно, - отвечает Михаил. – Зависим полностью от погоды. Но для нас это – клуб по интересам. Мы общаемся здесь, устанавливаем связи, знакомства. Прибыль не так уж и велика. Чайник фарфоровый не хотите? Уступлю за триста, настоящее Дулево… - показывает восхитительный белый чайник с цветочками. Но мы в тот день купили кукол.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии