image

Вологжанам отбили аппетит: наша область стала худшей в СЗФО по торговле продтоварами

Общество
09:18
655 просмотров
Михаил Ростов
фото: freepik
фото: freepik

Обилие больших и малых магазинов роднит Вологодчину с такими высокоразвитыми областями, как Самарская, Свердловская или Нижегородская. Но дело не только в коробках гипер-, супер- и минимаркетов, вывески которых пестрят буквально на каждом шагу. Если оценивать ситуацию не по квадратным метрам торговых площадей, а по цифрам торгового оборота на душу населения, то положение дел в нашем регионе, мягко говоря, не впечатляет.  

Уже к началу нынешнего десятилетия стало очевидно, что представление о расцвете вологодской торговли сильно преувеличено. В первом полугодии 2020-го года, еще до активной фазы пандемии, торговый оборот в расчете на одного среднестатистического вологжанина едва превысил 80 тысяч рублей. Названная цифра оказалась почти на 25 тысяч рублей меньше среднего показателя по Российской Федерации, отбросив Вологодчину на последнее место в Северо-Западном федеральном округе. 

Последующие события в макроэкономике, судя по всему, не привели к смене вектора. Вологодская область стабильно закрепилась в группе отстающих по ключевым показателям товарооборота. 

Особенно отчетливо проявился этот феномен в торговле продовольственными товарами. Данные Вологдастата свидетельствуют, что по индексу розничной торговли пищевыми продуктами в январе-апреле 2024-го года наш регион занял последнее место в СЗФО. В сравнении с аналогичным периодом 2023-го физические объемы продаж продовольствия на Вологодчине практически не изменились, в то время как, скажем, в экономически более слабых Псковской и Новгородской областях соответствующие показатели выросли на 5 процентов, в Ленинградской области – почти на 7 процентов, а в столице округа Санкт-Петербурге – более чем на 8 процентов «год к году».  

Что это – временное явление или долгосрочный тренд? Чтобы ответить на этот вопрос, оценим данные по оптовой торговле. Не надо быть большим экономистом, чтобы знать азбучную истину: опт всегда предшествует рознице. Растущий опт предполагает, что спустя некоторое время вырастет розница. И наоборот: при стагнирующем или падающем опте бессмысленно ждать рекордов в розничной торговле. 

Так вот, индекс физического объема оптовой торговли на Вологодчине отстал от лидеров СЗФО еще более значительно, чем показатели розницы. Если в нашей области годовой рост не превысил одного процента, то в Республике Коми достиг 14 процентов, в Калининградской области – 22 процентов, а в Санкт-Петербурге приблизился к 30 процентам.