image
События
1
4 456

Подвиг вологодских работников речного транспорта и его производства

background
Подвиг вологодских работников речного транспорта и его производства

Вспоминая о трудовых подвигах граждан в годы Великой Отечественной войны, нельзя не упомянуть и о работе людей, трудящихся на речном транспорте и на его производстве.

Интересно, что именно в тяжелые годы войны был окончательно достроен Вологодский судоремонтный завод, который очень быстро целиком переориентировался на оборонные заказы. На этом заводе значительно улучшились производственные показатели в сравнении с довоенным временем. Обеспечив в начале войны Ладожскую флотилию большим количеством барж, предприятие переключилось на выполнение заказов для нужд обороны.

Кроме этого, в 1943 году был возведен новый порт Череповца, необходимость в котором возникла в связи с тем, что старый порт оказался затоплен.

А немного ранее, 15 апреля 1942 года, на реке Сухоне военные строители начали возведение завода Минобороны. В начале своей истории это производство представляло собой несколько рабочих бараков. Здесь производили лодки и весла, в которых остро нуждались десантники, понтоны, требуемые при переправах через водные объекты, а кроме этого - рабочие делали снаряды на «Катюш», сборные домики для командных пунктов, походные электростанции и узлы связи.

Главенство над военными строителями держал майор Шмай Марголин. объект был известен под названием «Строительство-123».

Построенное во время войны предприятие на реке Сухоне, получившее название «21-й деревообрабатывающий завод», заняло одну из ведущих позиций по стране.

По вологодским водным путям осуществлялся перевод советских субмарин на север. Центральной базой снабжения экипажей стала деревня Литега в Сокольском районе. Подводные лодки малого и среднего классов транспортировались в плавучих доках попарно по Волге, Шексне и Сухоне.

К практике переправки субмарин по рекам Вологодской области стали прибегать в 1943 году. В течение военных лет водными путями Вологодчины на север страны транспортировали более 10 подводных лодок.

Работники речного транспорта, как и граждане, задействованные на железнодорожных составах, внесли значительный вклад в материально-техническое снабжение войск и эвакуацию предприятий. По рекам перевозили бойцов, эвакуированных, граждан, которые были мобилизованы для строительства, и грузы. Кроме того, речникам доводилось участвовать в боевых действиях за пределами Вологодской области, обеспечивая переправы вооруженных сил и выполняя прочие поручения командования.

Порядка 75 – 80% грузов, транспортируемых по рекам Вологодской области в годы войны, формировались для снабжения защитников на фронте.

Согласно примерным подсчетам, в начале войны с помощью речного транспорта эвакуировали порядка 24 тысяч жителей Ленинграда.