image
События
1
2 740

Работа вологодского сотрудника КГБ по разоблачению абверовцев

Работа вологодского сотрудника КГБ по разоблачению абверовцев

Продолжая разговор о разоблачении военных преступников, пребывающих в послевоенные годы на территории Вологодской области, хотелось бы побольше рассказать о тех людях, благодаря которым сообщники нацистов не остались безнаказанными. По понятным причинам имена тех, кто вел деятельность по разоблачению смутьянов, долгое время остаются неразглашенными. Однако сегодня мы имеем возможность познакомиться с непростыми биографиями некоторых охранителей спокойствия на Вологодчине.

Родители Анатолия Ивановича Морковина, познакомившиеся еще в начале Великой Отечественной войны, прошли вместе через все сражения. Мама, находившаяся при действующей армии в качестве медработника, получила ранение и была эвакуирована в Ереван, где Анатолий Иванович и родился.

Окончив суворовское училище и факультет иностранных языков, где он овладел английским и немецким, Морковин получил письмо с приглашением на должность сотрудника областного Управления КГБ.

Лейтенант Морковин приступил к работе по выявлению госпреступников, которые в годы войны становились пособниками нацистов. На агента военной разведки нацистской Германии Анатолий Иванович вышел уже в начале карьеры - в 1969 году, когда в центральном аппарате КГБ запросили подтверждение личности преподавателя немецкой разведывательный школы. Правоохранители предполагали, что в Вологодской области могли проживать некоторые выпускники немецкой разведшколы, располагавшейся под Варшавой.

Один из выпускников этой школы уже отбыл наказание, женился на вологжанке, вернулся к нормальной жизни и жил на Козленской улице. Кроме того, оказавшись во время войны на Вологодчине, он сам отправился сдаваться правоохранителям.

Анатолий Иванович Морковин опросил этого человека, а тот по фотографии подтвердил личность своего преподавателя. По истечении полутора лет бывший абверовец снова вышел на связь с чекистом и сообщил, что на предприятии, где он работает, появился новый руководитель, с которым в годы войны они вместе проходили немецкую школу разведчиков. В документах, которые имел при себе новый подозреваемый, имелись сведения о награждении тремя орденами, присвоении звания майора и участии в боевых действиях. Молодой лейтенант проверил сведения об этом человеке и выяснил, что батальона, в котором тот якобы служил во время Великой Отечественной войны, на деле не существовало.

Анатолий Морковкин и бывший абверовец, сообщивший молодому лейтенанту о появлении нового руководителя, придумали, как разоблачить военного преступника. Бывший немецкий разведчик заявил своему начальнику, что узнал его, а тот стал уверять, что работал с немцами по поручению нашей разведки.

На следующее утро руководитель предприятия исчез и был задержан по истечении трех месяцев в Нижнем Тагиле.

Лейтенант Анатолий Иванович выяснил, что слова этого человека о работе на нашу разведку были ложью. Кроме того, в отличие от бывшего абверовца, который добровольно сдался, отбыл наказание и сообщил Морковину о появлении еще одного выпускника немецкой разведывательной школы, этот человек, будучи засланным на территорию СССР в военные годы, выполнил свое задание и продолжил работу на нацистов, вновь переметнувшись на нашу сторону лишь тогда, когда исход войны стал очевиден для всех.

На счету Анатолия Ивановича Морковина, вышедшего в отставку в звании подполковника в 2008-м году, не менее 15 разоблаченных военных преступников. Последний преступник был обнаружен им в 1983-м. Кроме этого, он курировал Бабаевский и Кадуйский районы, а во время работы в Череповце рассекретил иранского шпиона.

А еще некоторое время спустя, через сорок лет после окончания Великой Отечественной войны, Анатолий Морковин посетил одно из вологодских предприятий, где находилась галерея, составленная из фотопортретов наших ветеранов. Среди них было выставлено фото человека с орденами и медалями, который показался Анатолию Ивановичу знакомым. Это был бывший полицай, разоблаченный нашим правоохранителем в прошлом. Прислушавшись к опытному чекисту, руководство предприятия в тот же день распорядилось заменить фотопортрет.