«Надёжный тыл – опора страны»: помощник машиниста Владимир Носов

Героями проекта «Надёжный тыл – опора страны» стали простые труженики, на которых держится наша страна. В этом проекте городской портал «Вологда-Поиск» рассказывает истории незаметных на первый взгляд людей, которые каждый свой рабочий день начинают у станка или чертёжной доски, налаживают подъёмники или контролируют работу охранных систем, занимаются резкой и сваркой деталей, управляют электровозами или ремонтируют пути.  Каждый день они делают всё возможное для процветания экономики и комфорта живущих на Вологодчине людей.

Проект «Надёжный тыл – опора страны» собрал рассказы обычных вологжан, которые заслужили уважение и признание благодаря своему труду.

Российские железные дороги (РЖД) – это тысячи километров пути и люди, кто обеспечивает безопасное и бесперебойное движение по ним. Сегодня героем нашего проекта «Надёжный тыл – опора страны» стал помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо «Лоста» Владимир Носов.

На железной дороге Владимир Владимирович работает с 2007 года, уже порядка 18 лет. Три последних – в качестве помощника машиниста. 

Владимир Носов, РЖД, помощник машиниста

- На СЖД я работаю достаточно давно. Мне работа помощника машиниста и раньше нравилась. Но так получилось, что после окончания машиностроительного техникума и службы в армии, я устроился в эксплуатационное вагонное депо Лоста, где проработал 15 лет.

Начинал обычным осмотрщиком поездов, потом стал старшим осмотрщиком, дальше перешел в инструкторы по обучению. И вот, когда приходил сюда в депо проводить техническую учебу с локомотивными бригадами, познакомился с коллегами-инструкторами, и они посоветовали мне попробовать себя в локомотивном хозяйстве.

Поступил в Ярославский железнодорожный институт на специальность «Электрический подвижной состав», отучился и почти сразу пошел на полугодовые курсы на помощника машиниста тепловоза и электровоза.  Когда экзамены были успешно сданы, меня перевели на работу помощника машиниста.

Говорят, что машинисты и помощники машинистов – это «белая кость» железной дороги. Владимир Носков признается, что такого определения не слышал, но уверен, что работа помощником машиниста или машинистом электровоза подходит не всем. 

- Любая профессия должна, прежде всего, человеку нравиться. Кроме того, нужно много знать. Если сравнивать работу осмотрщика вагонов и помощника машиниста электровоза, то да, знаний здесь в этой профессии нужно на порядок больше. Надо знать инструкцию по сигнализации, инструкцию по движению, маневровую работу, устройство локомотива, силовые схемы и его высоковольтного оборудования. 

Но самыми главными профессиональными качествами помощника машиниста Владимир Владимирович считает дисциплинированность, ответственность и стрессоустойчивость.

- У нас бывают поездки по 10-12 часов в одну сторону. И практически все это время мы работаем стоя. Железная дорога – место повышенной опасности, поэтому внимание и хорошая реакция очень важны для любого сотрудника. Но, когда ты управляешь локомотивом, ты все время должен быть максимально собран. Реакция, хорошие зрение и слух, и неплохая физическая подготовка тоже нужны для нашей работы.

Например, иногда на пути выбегают лоси и тут нужно правильно среагировать. Нужно понять – уйдет лось сам или нет? Нажимаем на сигнал большой громкости и смотрим, как он себя дальше поведет. А в это время уже решаем: стоит нам применить экстренное торможение?

Сигналы – особенная часть работы помощника машиниста.

Владимир Носов, РЖД, помощник машиниста

- У нас есть клапан, который издает очень резкий и неприятный звук. В определенный момент при изменении сигнала светофора клапан включает неприятный свист, и к этому помощнику машиниста и машинисту тоже нужно быть готовыми – не испугаться, а спокойно и своевременно нажать на кнопку-рукоятку «бдительность». Когда нажимаешь, сигнал прекращается и все на дороге понимают – бригада поезда работает, а не спит. 

Российская железная дорога – это очень четкий график работы, в котором все спланировано минимум на месяц вперед.

- В месяц мы должны отработать определенное количество часов, и эту информацию нам дают заранее. Есть у нас и график выходных – его также заранее выкладывают, чтобы можно было спланировать свое время. Например, в феврале мне было необходимо обязательно проработать168 часов. Это примерно15-16 поездок в месяц. Для людей без привычки к нашей работе – это много.

Был у нас дублер, пришел сразу после техникума. Съездил в две поездки, подошел к нам с машинистом и сказал, что его такая работа не устраивает, и ушел. Не каждый сможет здесь работать, поэтому выбирая профессию на железной дороге все надо хорошо взвесить.

Профессия помощника машиниста очень востребованная – этих специалистов не хватает. Вологодский техникум железнодорожного транспорта два раза в год выпускает две группы помощников машинистов. Дополнительно проводятся наборы групп для подготовки в учебные центры. Но потребность в помощниках машинистов все равно есть.

- Я думаю, это связано с тем, что сейчас железная дорога очень загружена. Грузов мы стали перевозить больше. Мы, например, водим грузовые поезда по трем направлениям: Вологда-Данилов, Вологда-Череповец, Вологда-Бабаево.

От Вологды до Данилова 100 с лишним километров, но так как мы работаем в грузовом движении, то наверняка не знаем, сколько времени у нас займет поездка. Это зависит от нескольких обстоятельств: например, сколько пассажирских поездов идет, потому что они следуют по графику, их пропускают в первую очередь. Можем на станции в ожидании своей отправки постоять и час, и два. Это и есть рабочие задачи, которые решаются в пути, и к которым нужно быть готовым. 
Машинист и помощник машиниста работают в кабине локомотива вдвоем. Но у каждого – свой блок задач.

- Наша забота - вести поезд. Машинист управляет локомотивом, и в его ведении скорость движения, тормоза, пульт управления с приборами. Помощник машиниста помогает машинисту осматривать и принимать локомотив, осматривает машинное отделение, следит за скоростью электровоза, подсказывает все ее ограничения – постоянные или временные и сигнальные указатели. Кроме того, он контролирует состояние контактной сети, стрелочных переводов, светофоров, смотрит, чтобы пути были свободны. 

Сейчас на железной дороге стали появляться женщины, которые работают помощником машиниста. Как думаете, поможет это решит вопрос с дефицитом кадров?

- Я согласен, что можно и работать на этой должности и женщинам, но, скорее всего, в пассажирских перевозках – там работа немного легче. А вот в грузовом - не думаю. Нам же нужно периодически осматривать железнодорожный состав и, если там какая-то есть неисправность – мы устраняем ее сами. Берешь молоток - и идешь устранять. Сможет ли это девушка? Сомневаюсь. Плюс надо же еще до вагона, где возникла неисправность, дойти. А если это по перегону и зимой? К тому же, надо попробовать починить, что сломалось. Девушке с молотком и пассатижами это будет трудно сделать, я так думаю. 

Несмотря на большой объем работы, Владимир Владимирович говорит о своей профессии с уважением.

Владимир Носов, РЖД, помощник машиниста

- Эта профессия интересная. Она из тех, что всегда тебя держат в тонусе. Ведь ты на работу всегда должен прийти подготовленным. Обычно к поездке мы готовимся за сутки: если завтра в рейс, все праздники в сторону. Требуется трезвая голова. Перед каждым рейсом проходим медицинский осмотр: проверку давления, пульса, проходим алкометрию. Если все хорошо, получаем документы. Дежурный по депо выдает наряд в поездку, и мы идем принимать локомотив у сдающей бригады, которая привезла поезд.

Полгода назад на железной дороге ужесточили контроль за состоянием сотрудников на рабочем месте. Теперь железнодорожники и после возвращения из рейса должны проходить точно такой же осмотр. 

- Перед поездкой проходим инструктаж, узнаем погодные условия, возможные опасные места, где нужно проявить особую бдительность, кроме того, нам рассказывают о происшествиях на сети дорог. У нас принято прорабатывать все негативные ситуации, чтобы их не допустить, а если она все-таки произошла, то минимизировать ее последствия. И поэтому принято все время себя перепроверять. Мы, когда с коллегой в рейсе ждем пока пройдут пассажирские или на запасных путях стоим, часто друг друга проверяем: давай обсудим, что мы должны в такой-то ситуации сделать? И вначале обговариваем все эти варианты, а потом открываем документы или инструкции и смотрим – правы ли мы или ошибочку в чем-то сделали? 
  
Владимир Носов хочет стать машинистом. Вновь прошел обучение, подготовку, впереди экзамены. Если сдаст – будет у него в активе еще одна железнодорожная профессия.

Владимир Владимирович первый железнодорожник в своей семье, но его сын уже пошел по стопам отца. Сейчас он – студент первого курса железнодорожного техникума и учится на помощника машиниста. Если все получится, то у нас будет два помощника машиниста с одинаковой фамилией и одинаковым отчеством.

Как вы любите отдыхать?

С семьей летом на даче выращиваем свой урожай. Зимой, если погода позволяет, любим всей семьей выбираться на лыжные прогулки. Также любим все вместе ходить в бассейн поплавать. Хотя удается это нам редко.

Какой праздник любите?

Семейный праздник – Новый год. Но я уже и не помню, когда мы все вместе его праздновали. Очень часто у нас в это время поездки или они планируются на следующий день, а значит, обязательно нужно быть в форме. Так что немного посидишь и идешь спать, чтобы быть готовым к работе. Если получается – с большим удовольствием уезжаем отмечать к родителям жены.

Лучший подарок для вас?

Самый главный для меня подарок, чтобы все было хорошо – здоровье и благополучие - в семье, у моих родных и близких.

Самый лучший день?

Уже 16 лет – это день рождения моего сына. Жена такой подарок мне сделала.