«Надёжный тыл – опора страны»: водитель Андрей Гладин

Героями проекта «Надёжный тыл – опора страны» стали простые труженики, на которых держится наша страна. В этом проекте городской портал «Вологда-Поиск» рассказывает истории незаметных на первый взгляд людей, которые каждый свой рабочий день начинают у станка или чертёжной доски, налаживают подъёмники или контролируют работу охранных систем, занимаются резкой и сваркой деталей, управляют городскими автобусами или ремонтируют пути. Каждый день они делают всё возможное для процветания экономики и комфорта живущих на Вологодчине людей.
Проект «Надёжный тыл – опора страны» собрал рассказы обычных вологжан, которые заслужили уважение и признание благодаря своему труду.
Еще одним героем проекта стал сотрудник вологодского ПАТП-1 Андрей Гладин. Он работает водителем городского автобуса и каждый рабочий день перевозит сотни вологжан.
Сегодня ПАТП-1 - это предприятие, без которого трудно представить себе комфортную городскую жизнь. Ежедневно на улицы Вологды выходят десятки автобусов, которые возят горожан из района в район. И чтобы не говорили те, кто считает, что автобусов на городских улицах не хватает, просто представьте себе, чтобы было, если бы в Вологде вовсе не существовало общественного транспорта.
К тому же сегодня в ПАТП-1 идут большие перемены: закуплены и продолжают закупаться новые современные автобусы, проходят подготовку новые водители, а для удобства горожан предусмотрено сразу несколько систем оплаты проезда.
Свидетель всех этих перемен к лучшему – участник нашего проекта водитель автобуса Андрей Гладин. Андрей Вениаминович возит вологжан больше 28 лет. Он работает в ПАТП-1 с середины 90-х годов прошлого века.
- Первый раз пришел в ПАТП устраиваться на работу в 1993 году, когда мне был 21 год. Я тогда только что вернулся из армии. Служил в Москве, где получил водительскую категорию «Д» («Б» и «С» у меня уже были до службы) и вот решил устроится работать водителем автобуса. Но меня не взяли – молодой, сказали, что рано еще на такую серьезную работу, - рассказывает герой нашего проекта.
Как говорит Андрей Гладин, в те годы на работу в ПАТП стояла целая очередь желающих.
- Я приходил к начальнику автоколонны, а он мне показывал длинный список желающих. Так что я послушался его совета и пошел устроился на работу водителем в другую организацию, там опыта набрался и вернулся сюда в 1995 году.
По словам Андрея Вениаминовича, в 90-е годы новых автобусов на городских маршрутах просто не было. Сегодня, когда каждый день на улицы Вологды выходят новые машины, это трудно себе представить.
- Я когда первый раз пришел на работу и увидел свой автобус, мне было не по себе. Если помните, раньше на этом маршруте такие сочлененные красные «Икарусы» были, в народе их «гармошками» называли. Но чтобы тебя посадили работать на такой автобус, нужно было проработать несколько лет и набраться опыта. Сразу такую серьезную машину тебе никто не давал, начинали работать на более простых автобусах.
Я свой первый автобус, когда первый раз увидел, удивился крепко: стоит такой весь в снегу, немного перекошенный и нем висит амбарный замок. Первая мысль: как так-то? Как на нем ездить? Но ничего, втянулся, привык и научился ценить свою работу.
Раньше, бывало, едешь по маршруту в сторону Дальней и уже к остановке «Щетинина» подъезжаешь и гадаешь, как они смогут все в салон войти. Но ничего – все помещались. Плюсы гармошки – все пассажиры войдут, - вспоминает Андрей Гладин.
За 28 лет работы в ПАТП Андрей Гладин поработал практически на всех маршрутах городской сети общественного транспорта. Но отвечая на вопрос, на каком маршруте работать нравится больше, не задумываясь отвечает - на «шестнадцатом».
На маршруте №16 Андрей Вениаминович работает уже лет 10. Это очень длинный маршрут, один из самых протяженных в Вологде. В среднем один рейс, или как говорят водители, один круг, «шестнадцатого» занимает 1 час 20 или 26 минут. Это зависит от загруженности улиц Вологды. В час пик на один круг уходит немного больше времени. Но на таких длинных маршрутах работать интереснее, признается герой нашего проекта:
- Да, эта работа напряженная, но она мне нравится. Каждый круг ты едешь и всегда наблюдаешь что-то новое. У меня был знакомый и, когда я сюда устраивался на работу, он меня отговаривал: «Не ходи сюда, с ума сойдешь от столба к столбу ездить!» Я пришел, посмотрел, да нет же! Все время что-то происходит – скучать некогда. Каждый день очень насыщенным получается.
Рабочая территория водителя автобуса – улицы Вологды. Насколько сильно они изменились за годы работы?
- Дороги однозначно стали лучше. Но и машин стало очень много. Раньше едешь, особенно это было заметно вечером, и практически машин на улицах города нет. Ты едешь по пустой улице. А сейчас, что днем, что вечером – разницы никакой. Разве что, когда выходишь на первый круг в 6 утра, улицы посвободнее. Мы этот первый круг поэтому и проезжаем немного быстрее – нет пробок и загруженности улиц. А вот в час пик на один круг времени уходит побольше – при составлении расписания учитываются пробки, - говорит Андрей Гладин.
Изменились и пассажиры, и другие участники движения. Водители в последнее годы стали более вспыльчивыми – движение на улицах Вологды стало очень интенсивным. Но к выбросам агрессии со стороны других водителей Андрей Гладин относится философски:
- Конечно, конфликты на дороге случаются. Я замечаю, что водители за последние годы изменились. Стали более нервными – дороги перегружены транспортом, ответственности больше, все торопятся. Но, со временем учишься относиться к этому спокойно: меньше эмоций, больше толку. Ну и пусть покричит: выкричался человек и поехал дальше спокойно.
Отвечая на вопрос «Какие они, пассажиры, автобуса №16?», Андрей Вениаминович улыбается:
- Очень разные. Мы часто работаем одним и тем же выходом. То есть на маршрут заступаем в одно и то же время. Сейчас я чаще работаю на 16-м автобусе, который выходит на маршрут третьим. И вот приезжаешь на остановку, а они уже тебя ждут. Одни и те же пассажиры, которые ждут себя на конечной остановки на улице Дальней. И в основном утром в автобус садятся одни и те же люди, кто либо едет на работу на ПЗ, либо на учебу – школьники и студенты.
Многие из них нас, водителей, знают в лицо и даже здороваются, когда садятся в автобус. Мы уже с некоторыми, как с родственниками, общаемся. Бывает, когда перекинут меня на работу на другой маршрут, например, на «шестерку», поработаю там и возвращаюсь на «шестнадцатый». Тут постоянные пассажиры меня и спрашивают: «А где вы были?»
И хотя водители ПАТП обычно работают на определённых маршрутах. Андрей Гладин работает в основном на маршрутах №16, 6 или 19. Бывает и на всех маршрутах, но чаще это «шестнадцатый» и «шестерка». Из-за этого однажды у него случился казус.
- Мы с вечера узнаем на какой маршрут выйдем завтра. Во второй половине дня нарядчики автоколонны составляют наряды и уже после 17 часов мы всегда знаем, на каком маршруте выйдем завтра на линию.
Если надо пересесть на другой маршрут, перестроиться не сложно. Напротив, интересно, что-то новое видишь. Чаще всего на 16-м работаю и живу сам на улице Дальней. И как это бывает, все вокруг этого места вертится, жизнь удобная – все в шаговой доступности и лишний раз времени нет, куда-то в другой район вырваться. Вот, недавно работал на 12-м маршруте, а я там на Льнокомбинате раньше жил, вроде, все там знаю. А приехал и не узнал района: тут что-то построили, там… Дома новые, волейбольный центр новый… Получилось, что приехал, как на экскурсию. Да и в другую сторону, если ехать – там улица Новаторов расстроилась и тоже интересно это увидеть.
Бывает, что переклинивает на работе, мы же все живые люди. Я обычно работаю на «шестнадцатом», а тут раз и ставят меня на «шестерку». И я по привычке, на автомате поворачиваю на Горького и еду, как если бы на «шестнадцатом» людей вез. Пассажиры разволновались. Но я вовремя сориентировался – там же на Горького развернулся и поехали обратно. Включил громкую связь, извинился перед пассажирами: «Ну, вот, получилась небольшая экскурсия по городу!» Поехали дальше в хорошем настроении – все улыбаются.
Когда большинство из нас едет на работу к 9 часам утра, водители автобусов уже успевают отработать по 3 часа.
- Рабочая смена у нас – чуть меньше 12 часов, а начинаем в 6 утра. После того, как сделал три круга на рейсе – обед. На обед дается час времени. Потом я должен сделать еще два круга. Затем еще один небольшой обед. Потом два круга и домой. Мы в среднем за день проезжаем около 170 километров.
Да, это трудно, но у этой работы свои сильные стороны. Вот у нас есть люди, кто уходил из ПАТП. А потом смотришь, они вернулись. Такое ощущение, что они как бы в отпуск ушли – сходили, поработали на чем-то другом, и вернулись. Причем у некоторых такой «отпуск» раз пять повторялся. Но все равно возвращаются. Не могут по-другому, втягиваются. Я тоже уходил. В 1995, когда устроился, отработал 8 месяцев и ушел отсюда. Молодой был, захотелось побольше денег зарабатывать. Но через полтора года я вернулся обратно, - говорит Андрей Вениаминович.
Сегодня ПАТП на слуху у вологжан: то новые автобусы для предприятия закупят, то зарплату поднимут, то выделят средства на обучение новых водителей. Но всегда есть те, кто чем-то недоволен.
- Я не знаю, откуда такое отношение к ПАТП? Стал часто слышать, что у нас тут все плохое и прочее. Но, сами судите, у нас тут очень многие целыми семьями работают. Родители трудятся, потом своих детей сюда приводят на работу. Если бы так все плохо было бы, как говорят, разве бы люди стали и за работу держаться, и своих детей приводить? У меня тоже семья с ПАТП связана: я - водитель, моя мама кондуктором работала. Бывало, у нас с ней прям семейный подряд – на одном рейсе работали.
Я здесь работаю 28 лет. За это время нам ни разу не задержали зарплату! Ни разу! Даже в 90-е годы ни на день. У нас тут же на территории ПАТП есть столовая, где всегда можно поесть. Даже перед сменой в часов 5 утра: не успеваешь дома позавтракать – можешь тут в столовой перекусить. Здесь же у нас организована комната отдыха: есть диваны, столы, телевизор установлен. Можно прийти, посидеть немного, телевизор посмотреть.
Говоря о плюсах работы в ПАТП-1, Андрей Гладин в первую очередь отмечает стабильность и меры соцподдержки.
- У нас на предприятии есть профсоюз. Детям путевки в лагеря летние дают – это же мало, где осталось такое отношение к сотрудникам. Нам самим тоже предлагают путевки в санаторий на отдых. Отпуск у нас хороший – 35 рабочих дней. Больничный всем оплачивают – полный соцпакет. У нас достаточно хорошая зарплата, если сравнить с доходами коллег-водителей на других предприятиях.
Условия труда тоже: мы же почти все сейчас на новых автобусах работаем. Но если автобус сломался на линии: диспетчер пришлет машину техпомощи. Ребята приедут и все на месте сделают.
Почему сейчас девушек у нас берут на работу? Стало работать на автобусе немного проще и они, конечно, справляются. Раньше садишься в водительское кресло и иной раз не знаешь, как руль повернуть – у здорового мужика не всегда хватало сил. Нам тренажерный зал был не нужен: руль повернул и мышцу подкачал. А сейчас одной рукой можно руль повернуть: труд стал намного легче, чем было.
Сейчас техника более современная и менее прихотливая. Раньше мы работали на автобусах, которым было по 18-20 лет. А сейчас у нас парк – это в основном новые современные автобусы. И парк все время обновляется, - называет сильные стороны своего предприятия герой нашего проекта.
Как отмечает Андрей Гладин, очень удобно стало работать с новой системой оплаты.
- Мы теперь можем без кондуктора работать. Ведь в последнее время очень мало денег наличных люди используют. За весь день мы наличкой от силы тысячи две соберем, еще в прошлом году эта сумма была в 3 раза больше. Вот сегодня с утра первый рейс у меня – люди едут на работу до ПЗ, но я продал лишь один билет. Остальные все по карте. Людям удобнее, и они переходят на безналичную систему оплаты.
У Андрея Вениаминовича есть семья, правда, дети уже выросли.
- Но на хобби времени не остается - уже есть внуки и как выдается свободный выходной они к нам приезжают. Оба мальчика с интересом относятся к работе дедушки. Они всем проходящим мимо автобусам машут. Если есть возможность, с семьей выбираемся на природу или в деревню. Вроде, далеко – 100 км, но дороги и машины сейчас хорошие: сел и через час ты уже в деревне. А там совсем другая жизнь.
Блиц-опрос
Как вы любите отдыхать?
Просто выбраться в лес. И даже не собирать там грибы или ягоды, а именно погулять, пройтись по лесу – разгрузиться.
Самый любимый праздник
Любимый? Новый год! Это такой праздник для всех, людей объединяет, общее настроение праздничное в обществе царит. А то 8 марта – для женщин, 23 февраля для мужчин. А тут все вместе и особая праздничная атмосфера.
Самый лучший день
Это выходной. День, который я могу провести со своей семье и внуками.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии