На злобу дня
1
2 917

Не учи кота и баста! Вологодский центр поддержки экспорта занимается тем, чего нет

 

В культовой комедии Эльдара Рязанова «Гараж» много смешного, но еще больше мудрого. Хорошо запомнился диалог между сыном партийного чиновника и дочкой профессора в исполнении Игоря Костолевского и Ольги Остроумовой. «Чем вы занимаетесь?» - спрашивает у девушки молодой человек. «Сатирой», - отвечает она. «Русской или иностранной?». «Нашей». «По девятнадцатому веку?» «Нет, современной». «У вас потрясающая профессия! - с ненаигранным изумлением говорит «сын Милосердова». – Вы занимаетесь тем, чего нет». 

Этот эпизод пришел в голову после заочного знакомства с автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки экспорта Вологодской области». Уже само название структуры недвусмысленно определяет ее фронт работ, но необходимы уточнения.  Если верить сайту ЦПЭ в соцсети, основными задачами Центра является вовлечение в экспортную деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, а также отраслевая диверсификация вологодского экспорта.  
Приведенный перечень благих намерений не вызывает протеста: все хорошо, прекрасная маркиза. Проблема лишь в том, что за шесть лет существования ЦПЭ ни на одном направлении его деятельности не отмечено видимого прогресса. 

Начнем с того, что порядка 5 миллиардов долларов выручки (в такую внушительную сумму оценивается совокупный вологодский экспорт в 2019 году) – это почти на 98 процентов  металлы и изделия из металлов; продукция химической промышленности и минеральные продукты; древесина и товары на основе древесины. Думаю, даже лошади Батюшкова на Соборной горке понятно, что предприятия, осуществляющие экспортные поставки названных товаров, нуждаются в поддержке АНО «ЦПЭ» не больше, чем хрестоматийная коза нуждается в гармошке («Коза и так веселая», - гласит продолжение известной пословицы). 

Скажем, экспортом продукции ПАО «Северсталь» занимается профильное дочернее предприятие «Северсталь Экспорт», дислоцированное в швейцарском курортном местечке Манно. Именно через этого трейдера идут экспортные поставки клиентам Череповецкого меткомбината в 60 странах мира.  Что касается  еще одного гранда вологодской экономики - химического концерна «ФосАгро», - то его экспортом в 105 зарубежных государств занимается целая сеть торговых компаний, расположенных в Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии и Сингапуре. 

Словом, плоховато у нас обстоят с вовлечением малого и среднего бизнеса. Как, впрочем, и с отраслевой диверсификацией вологодских экспортных поставок. Допустим, за целый год пищевая промышленность Вологодской области экспортировала продукции растительного и животного происхождения менее чем на 2 миллиона долларов:  ничтожный показатель для такого региона.  И это еще не самая смешная цифра: годовой экспорт вологодского текстиля составил … 20 тысяч долларов (менее 1 миллиона рублей в действовавших ценах).  

Отсюда и вопрос: на что переводят время и деньги наши областные «опекуны» внешнеэкономической деятельности? Каков коэффициент полезного действия семинаров, вебинаров, мастер-классов, организуемых Центром поддержки экспорта? И не пора ли взглянуть правде в глаза и ответить: насколько нужны подобные организации не шустрым дилетантам, которые там пригрелись, а реальному сектору вологодской экономики?