Стальная хватка Мордашова: торговля, туризм, медицина… правительство?
Подобно героине пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», крупный бизнес никогда не довольствуется достигнутым. Мечта о боярских хоромах сменяется мечтой о царских палатах, а потом уже и целого мира мало.
Череповецкий мультимиллиардер Алексей Мордашов не является исключением из правил. Те, кто по старинке считает его металлургическим магнатом, безнадежно отстали от жизни. Несмотря на 54 года от роду, Мордашов сохранил завидную энергию. Его интересы расширяются из года в год, и я бы не удивился, если бы он оказался на какой-то престижной позиции в будущем правительстве страны.
Впрочем, до сих пор Мордашов не был замечен в политических амбициях. Точнее сказать, свои политические амбиции он предпочитал реализовывать через других людей, будь то федеральный, региональный или муниципальный уровень власти. Подмеченную еще Карлом Марксом страсть капиталиста к постоянному расширению Алексей Александрович Мордашов реализует в экономической сфере, и делает это весьма эффективно. По оценке журнала «Форбс», уже сегодня почти половину гигантского состояния Мордашова (на данный момент его капитал оценивается в 20 миллиардов долларов) составляют активы, не имеющие прямого отношения к черной металлургии.
Почти 2 миллиарда долларов стоит приобретенный Мордашовым контрольный пакет акций сети супермаркетов «Лента». Примерно на такую же сумму «тянет» блокирующий пакет акций одного из крупнейших туроператоров Европы – компании TUI. В сфере образования Мордашов является стратегическим инвестором проекта «Нетология», а в сфере медицины – собственником 98 процентов акций сети клиник «АВА-Петер».
Все это позволяет охарактеризовать бизнес-стратегию Мордашова модным словом «экосистема». До недавнего времени этот термин имел сугубо биологическое значение, подразумевая единство и взаимовлияние всех живых организмов в природе. Современный смысл понятия «экосистема» внедрила американская корпорация «Амазон», стартовавшая как скромный интернет-магазин по продаже книг, но в результате диверсификации превратившаяся в гиперуниверсальный сервис, где можно приобрести практически все: от программного обеспечения до мебели, от бытовой электроники до продуктов питания. С легкой руки маркетологов «Амазона» любая крупная компания, развивающаяся в различных направлениях, позиционирует себя как «экосистема»…
Словом, можно было бы только порадоваться за нашего земляка, достигшего таких высот. Но меня, как домуправа Ивана Васильевича Буншу из незабвенной кинокомедии Гайдая, терзают смутные сомнения. Если Мордашову так хорошо, то почему многим другим людям в нашем регионе так скверно? Что за систему «параллельных Вселенных» мы построили, где одни утопают в роскоши, а другим не хватает денег даже на квартплату?
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии