«Титаник» на плаву, но пассажиры бегут: банковская система переживает массовый отток вкладов

эксклюзив
12:06
543 просмотра
Михаил Ростов


На самом деле астрономическая цифра 1,7 триллиона рублей, в которую оценивается годовое снижение средств на текущих и депозитных счетах физических лиц, не является катастрофой. В настоящее время общий ресурс частных сбережений в российских банках превышает 32 триллиона рублей, поэтому легкомысленная прибаутка «Триллионом больше, триллионом меньше» не лишена оснований. 

Вопрос скорее не в масштабах (минус 5,1 процента к уровню декабря 2019 года, что в условиях пандемии не кажется чем-то сверхъестественным), а в причинах произошедшего разворота. Ведь в предшествующем году вкладчики вели себя с точностью до наоборот: с января по декабрь 2019-го объем частных вкладов россиян вырос на внушительные 7,5 процента.   

Впрочем, и тут особой загадки нет: бегство вкладчиков отражает их недовольство падением процентов по вкладам. Скажу больше: если бы не отсутствие массового навыка к работе на рынке ценных бумаг и не чрезмерно дорогая ипотека, вымывание частных средств из наших банков было бы еще активнее. Люди и рады бы перевести свои деньги из банков в более доходные сферы капиталовложений, да вот некуда…

Как бы ни было, перспективы дальнейшего бегства частных капиталов из банковской системы кажутся предопределенными. Причем их не так трудно рассчитать. 

Не вижу смысла ориентироваться на страны с абсолютно иными традициями частных сбережений, вроде США или Японии. В Соединенных Штатах, например, хранить деньги в банках считается дурным тоном: здесь свыше трети сбережений граждан инвестируется в недвижимость, примерно столько же - в различные пенсионные программы, порядка 25 процентов – в государственные и корпоративные ценные бумаги. На долю банковских вкладов остается от силы 12-15 процентов общего инвестиционного «портфеля граждан. 

В Японии, где вклады в банках имеют отрицательную доходность (то есть вкладчик не только не получает проценты от банка, а сам приплачивает банку за хранение своих денег), ситуация еще более нестандартная. Свыше половины частных сбережений вкладывается в коммерческую недвижимость – офисы, торговые центры, складские помещения, а все остальное примерно поровну делится между рынком ценных бумаг, пенсионными фондами и кредитными организациями. 
Если же использовать в качестве образца Европу, наиболее близкую к России по структуре накоплений, то в большинстве европейских стран на долю банковских вкладов приходится менее 30 процентов частных сбережений, около 50 процентов вкладываются в акции, облигации и пенсионные фонды, а остальное – в недвижимость. 

В России пока картина диаметрально противоположная. На банковских депозитах у нас аккумулировано свыше 60 процентов частных сбережений, на все остальное приходится менее 40 процентов (в том числе менее 2 процентов на ценные бумаги). Если российская финансовая система будет последовательно двигаться к европейским стандартам, удельный вес банковских вкладов может снизиться более чем вдвое, уступив место инструментам фондового рынка и недвижимости.      

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!