Вена. Есть к чему стремиться...

добрая новость
00:31
735 просмотров
Михаил Скляр

 

Столица Австрии Вена вновь признана городом с самым высоким качеством жизни на планете. Москва в этом рейтинге занимает лишь 167-ю позицию.

О Вологде информации нет, и это, пожалуй, к лучшему. Булгаковский профессор Преображенский советовал не читать перед обедом советских газет. По тому же принципу вологжанам не стоит читать на сон грядущий рейтинги о качестве жизни в благополучных городах... 

Возвращаясь к Вене. В старом фильме Георгия Данелии «Паспорт» есть запоминающийся момент: благообразная пожилая женщина тщательно убирает за своей маленькой собачкой, которая «некультурно» сходила по нужде прямо на тротуаре. События происходят именно в Вене, куда нечаянно попал главный герой картины. И понятно, что советским людям, привыкшим к эстетике соцреализма, с его драными тельняшками, перекособоченными калитками и заводским дымом на полнеба, эта австрийская щепетильность казалась художественным преувеличением. Но великий режиссер Данелия не соврал своему зрителю.  Неспроста почти целое десятилетие Вена бессменно владеет неформальным титулом города с самым высоким качеством жизни в мире. 

Не стоит упрощать: качество жизни –  не только сугубо меркантильные факторы вроде душевого дохода, хотя и с этим показателем у венцев все прекрасно. По данным сайта VisaCom.ru, начинающий инженер в столице Австрии получает в среднем 2100 евро в месяц (свыше 155 тыс. рублей по текущему курсу ЦБ РФ), а инженер со стажем от 15 лет – уже 3 тыс. евро (почти 240 тыс. рублей). Не обделены и представители других профессий: скажем, средняя зарплата венского специалиста по компьютерному программированию зашкаливает за 2500 евро (порядка 185 тысяч рублей).     

Но не хлебом единым жив человек. Понятие качества жизни основано на  разно­образном наборе факторов, среди которых доходы занимают не первое и даже не второе место. Ключевые позиции принадлежат качеству медицинских услуг, эффективности образовательных учреждений, стоимости приобретаемого и арендуемого жилья, безопасности людей в присутственных местах, свободе волеизъявления граждан через СМИ и институты гражданского общества, уровню поддержки культуры и спорта со стороны городских властей. 

Думаю, теперь вам понятно, почему даже «наше все» – город Москва и рядом не стоял с  топ-10 лучших городов мира, где наряду с Веной фигурируют швейцарские Берн, Цюрих и Женева, новозеландский Окленд, немецкие Мюнхен и Дюссельдорф, канадский Ванкувер, датский Копенгаген и австралийский Сидней. Да что там топ-10! Москве не нашлось места и в топ-100, где обретаются, примера ради, безумный южноафриканский мегаполис Иоханнесбург и один из самых криминальных городов мира – малайзийский Куала-Лумпур.  

Короче, 167-е место Москвы – чуть ли не самая худшая позиция среди европейских участников рейтинга. Еще ниже котируются только города слаборазвитых стран Африки, Азии и Латинской Америки. 

Но уж если столица страны так оконфузилась, то даже страшно представить, какое место заняла бы в этом списке Вологда. С ее нечищеными улицами и дворами, с ее погрязшими в антисанитарии мусорными площадками, с ее дорогущим жильем, с ее придушенными «костлявой рукой голода» независимыми СМИ, с ее распущенными «до лучших времен» футбольными клубами, с ее камерным театром, который сидит на чемоданах в ожидании изгнания из своего рабочего помещения…