image

Мой дом – моя крепость: какие виды платных услуг предпочитают вологжане?

Экономика
09:47
608 просмотров
Михаил Ростов

Платные услуги населению, существенно пострадавшие в период пандемии, на фоне украинского кризиса проявили значительно большую устойчивость. Рестораны и кафетерии, автомастерские, пошивочные ателье, общественные бани и бассейны – вся эта многообразная сервисная инфраструктура Вологодчины функционирует без сбоев.

Однако, как в любом другом виде экономической деятельности, в сфере услуг есть лидеры, середнячки и аутсайдеры. Как ни странно, на первую позицию в Вологодской области по росту предоставляемых платных услуг вышла вечно обиженная сфера культуры. По данным Вологдастата, за прошедший год объем платных услуг в этом сегменте (с учетом индекса инфляции) вырос на 13% год к году.

Менее резво, но все же в «плюсе» отработали год производители коммунальных, бытовых, жилищных услуг. Похуже дела у вологодских транспортников: рост платных услуг в этом сегменте близок к нулевой отметке. Аналогичный показатель продемонстрировала сфера телекоммуникаций.

Что касается группы аутсайдеров, то ее состав оказался несколько неожиданным. Можно понять, как сюда угодили турагентства (минус 5% «год к году»), от которых по понятным причинам закрылись десятки привлекательных туристических направлений. Но в отстающие попали и те сферы, которые со стороны кажутся вполне преуспевающими. В частности, почти на 6% сократился объем платных медицинских услуг, почти на 7% упал объем платных услуг образовательного характера.

Отдельный интерес экспертов Вологдастата вызвала сфера бытовых услуг (вероятно, как наиболее близкая к повседневной жизни). В этом секторе лучшую динамику предсказуемо показали услуги по ремонту и модернизации жилья (плюс 14% «год к году»). Как видите, крылатое выражение «Мой дом – моя крепость» остается злободневным.

На второй позиции с большим отрывом от лидера оказались услуги парикмахерских и косметических салонов (их рост в сопоставимых ценах составил порядка 4% «год к году»), следом за ними – услуги бань и саун (около 3% годового роста), а затем – услуги фотосалонов (плюс 1% процент за год). Что ж, права была героиня блистательной Фаины Раневской, утверждавшая, что «Красота – страшная сила»…

Само собой, и здесь не обошлось без аутсайдеров. В этом качестве выступили услуги мастерских по пошиву одежды и ремонту бытовой техники: за год их объем с учетом инфляции уменьшился на 6-7%. Хотя эксперты допускают, что часть спроса на этот вид услуг просто ушла в неорганизованный сектор – к самозанятым и юридически никак не оформленным гражданам.