Россия-2026: рецессия, дефицит кадров и низкая производительность
Директор Центра стратегического развития Павел Смелов назвал три главных вызова, с которыми столкнется российская экономика в 2026 году: рецессия, дефицит кадров и низкая производительность.
«Мы же видим с вами уже по данным статистики, что большинство отраслей промышленного производства уже показывают падение. И просто есть еще импульс старых инвестиций», — констатировал Смелов.
На примере Вологодской области можно проследить тенденции, о которых говорит эксперт. Так по данным на 1 января, уровень безработицы в регионе составляет всего 0,4% — исторически низкий показатель, достигнутый в 2025 году. В службе занятости числится 2 244 человека, что на 110 меньше, чем в январе. В сравнении с 2023 годом количество безработных сократилось вдвое.
При этом дефицит кадров ощущается практически во всех сферах. На 2 244 безработных приходится 11 662 вакансии на платформе «Работа России». Острую нехватку персонала подтверждают и исследования Вологодского научного центра РАН: лишь каждый четвертый руководитель агропредприятия оценивает укомплектованность сотрудников как удовлетворительную, 64% считают ситуацию неудовлетворительной. В полиции региона дефицит личного состава по состоянию на октябрь 2025 года достиг 22,1%, что является одним из самых высоких показателей среди регионов Северо-Запада. В здравоохранении область запустила программу восполнения кадрового дефицита. Уже удалось привлечь более 800 медиков. Работодатели Вологодской области сталкиваются с острым дефицитом специалистов. Индекс в категории «Рабочий персонал» составил 3, а в «Производстве и сервисном обслуживании» — 2,5. То есть на одну вакансию приходится всего 2–3 резюме, что усложняет поиск подходящих сотрудников.
Несмотря на низкую безработицу, экономическая ситуация в регионе не без тревожных признаков. Представители «Северстали» заявляют о самом затяжном кризисе в металлургии за последнее десятилетие и о падении доходов на 14%, что не могло не сказаться на бюджете региона. При этом демография малого бизнеса тоже отражает общероссийские тенденции. В Вологодской области, как правило, закрывается в 1,5 раза больше фирм, чем открывается.
По данным Вологдастата только рост убытков предприятий за январь–сентябрь 2025 года составили 145,6 млрд рублей, что почти в 23 раза превышает показатель позапрошлого года. Лидерами про росту убытков стала торговля, сельское хозяйство и строительство.
Если говорить о производительности труда, то правительство региона также озадачено этой проблемой. С 2025 года в регионе действует программа «Производительность труда» в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Она направлена на повышение эффективности работы промышленных предприятий. Участие в программе доступно компаниям несырьевых отраслей с годовой выручкой от 400 млн рублей, при условии, что доля иностранных налоговых резидентов не превышает 50%.
В эфире программы «Да или Нет» на Радио РБК Павел Смелов подчеркнул, что для выхода на рост необходимы снижение ключевой ставки и привлечение частных инвестиций в инфраструктуру. Пока остается неясным, в каком квартале экономика столкнется с рецессией — первом или втором — и сможет ли она к концу года выйти хотя бы на минимальный рост.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии