Ставка бьет ключом: экономика замерла в ожидании завтрашнего решения Банка России
Практически все эксперты сходятся во мнении, что на завтрашнем заседании руководящего органа Банка России ключевая ставка будет в очередной раз увеличена.
Мотивировка проста, как хлебный мякиш: даже беспримерно высокая ставка на уровне 21 процента годовых, установленная ЦБ РФ в октябре нынешнего года, не смогла укротить инфляцию и покончить с ослаблением рубля по отношению к ведущим мировым валютам.
С одной стороны, всё верно. К середине декабря годовая инфляция вплотную приблизилась к 10 процентам, более чем вдвое превысив плановый уровень. Доллар и евро немного отступили от своих максимальных значений, но по-прежнему торгуются заметно выше 100 рублей за единицу.
С другой стороны, завтрашнее повышение ключевой ставки Центробанка будет уже девятым (!) за неполные два года, и не надо быть большим грамотеем в сфере экономики, чтобы увидеть отсутствие существенных результатов. Причем аргументы ровно те же, которые используют представители главного банка страны: темпы инфляции и обменный курс рубля игнорируют размер ключевой ставки – инфляция продолжает расти, рубль продолжает падать…
Словом, оценивая ситуацию «невооруженным взглядом», можно прийти к выводу, что избранная Центробанком стратегия сдерживания инфляции посредством ключевой ставки изначально ошибочна. И решение о росте ключевой ставки до 22, или 23, или даже 25 процентов не может иметь никакого эффекта, кроме дополнительного давления на национальную экономику, которой приходится пользоваться неимоверно подорожавшими банковскими кредитами.
Но если бы все было так просто! Россияне старшего поколения, пережившие 90-е годы прошлого века, наверняка не забыли, что такое гиперинфляция. В 1992-м году цены на товары и услуги взлетели почти в 25 раз, в 1993-м – в 8 раз, в 1994-м – почти в 4 раза. Лишь к 1997-му году инфляция пришла в чувство, сократившись до мало-мальски приемлемого уровня в 11 процентов годовых. А ведь в то время не было ни гнета антироссийских санкций, ни дорогостоящих военных действий (чеченская война, безусловно, не сопровождалась такими затратами, как спецоперация на Украине).
Этот жуткий призрак финансовой катастрофы, надо думать, и сегодня является во сне главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной. И она помнит, что в то лихое время ставка рефинансирования (так называлась в то время ключевая ставка ЦБ РФ) поднималась выше 200 процентов годовых! И такой запредельный уровень сдерживания инфляции держался несколько лет кряду…
Вывод прост. Как бы ни была сложна сегодняшняя ситуация на финансовом рынке, всё могло быть гораздо хуже. И курс Центробанка на сдерживание инфляции «драконовской» ключевой ставкой в сложившихся условиях вряд ли имеет альтернативу.
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии