Идеальный шторм: производство стали и проката упало до многолетнего минимума
Некоторые эксперты не стали дожидаться новогоднего боя курантов и поспешили назвать уходящий год одним из худших в современной истории российской металлургии.
Их пессимизм имеет основания: в 2024-м году производство стали и проката оказалось отброшено минимум на 7 лет назад (более точную оценку можно будет дать после подведения итогов четвертого квартала). Самое неприятное, что отраслевая динамика не подчинялась известному рыночному закону пинг-понга, когда показатели то падают, то отскакивают вверх. На сей раз «кривая» производства снижалась на протяжении всего года. Причем в первом квартале снижение было спокойным (примерно 1,5% год к году); во втором квартале – умеренным (менее 4,5%); но в третьем квартале темпы падения ускорились кратно (до 11,6%).
Впрочем, могло ли быть иначе? В прошлом году рухнувший экспорт стали и проката в недружественные страны Запада был частично компенсирован за счет экспорта в дружественные страны Азии и Африки (в частности, поставки в Индию поднялись почти на 50%). И все же главную роль в стабильной работе российских металлургов, включая череповецкую «Северсталь», сыграл внутренний рынок. Оборонная, машиностроительная, строительная отрасли, росшие в 2023-м году рекордными темпами, практически полностью закрыли рыночные бреши, возникшие из-за антироссийских санкций.
Однако в нынешнем году возникла ситуация, которую называют идеальным штормом. Когда-то этот термин появился в сленге мореходов, но со временем стал фразеологизмом, означающим совпадение целого ряда неблагоприятных факторов.
Первый фактор – ухудшение конъюнктуры на мировом рынке черных металлов. Сейчас не только западное, но и восточное направление торговли российской сталью столкнулось с серьезными проблемами. Причина - стремительный рост производства металла в Китае и Индии. В ноябре нынешнего года из 150 млн тонн стали, выплавленной в 50 ведущих странах планеты, китайские и индийские металлурги произвели порядка 90 млн тонн, то есть 60% от общемирового уровня. При этом обе страны не только достигли самообеспеченности сталью и сталепрокатом, но и расширили внешнеторговую экспансию, не гнушаясь ценовым демпингом.
Второй фактор – падение спроса на сталь и прокат на внутрироссийском рынке. Причиной стало, в первую очередь, ухудшение ситуации в строительстве, которое является одним из основных потребителей металла. По данным агентства «РИА Рейтинг», в третьем квартале металлопотребление на большой российской стройке упало почти на 10%.
Третий фактор – падение спроса на стальные трубы. В 2023-м году производство этого вида металлопроката вышло на беспримерный уровень вследствие активных работ по строительству магистральных газопроводов. В нынешнем году реализация ряда проектов замедлилась или приостановилась по финансовым причинам, что повлекло сокращение трубного производства на 4,5%.
Как бы то ни было, общие показатели металлургической промышленности пока остаются «на плаву» благодаря цветным металлам. В этом сегменте всё довольно неплохо: растет экспорт, растет и внутреннее потребление (в первую очередь со стороны машиностроительных предприятий).
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии