Иран нам друг, но истина дороже: продажи азиатских авто в России заехали в тупик
Из-за глобального бойкота, объявленного западными автоконцернами, российский автопарк попал в крайне сложное положение. Отечественная автоиндустрия и прежде не проявляла чудеса конкурентоспособности, будучи не в силах заменить иностранцев ни количественно, ни тем более качественно. Но антироссийские санкции ограничили даже те возможности, которыми наши производители обладали, поскольку значительная часть комплектующих к российским автомобилям тоже поставлялась из-за рубежа.
В сложившейся ситуации особые надежды возлагались на дружественные страны Азии, обладающие сравнительно развитым автопромом - Китай, Индию, Иран.
Отчасти надежды оправдались: с весны 2022-го по осень 2024-го объем продаж легковых машин в РФ почти утроился, и вклад азиатских партнеров в этот результат весьма значителен. Но со временем возникли проблемы, которые, впрочем, можно было предвидеть.
В частности, половодье китайских автомобилей, обрушившееся на нас в последние пару лет, сделало Китай чуть ли не монополистом на российском рынке. Если в 2020-м году удельный вес продаж продукции китайского автопрома не превышал 5%, то в 2023-м немного не дотянул до 50%. А как ведут себя монополисты, мы знаем со времен Карла Маркса: они пытаются извлечь сверхприбыль, необоснованно завышая цены.
Нечто подобное, судя по всему, произошло с китайскими машинами. По сведениям издания «Коммерсантъ», уже в начале нынешнего года средняя цена автомобилей производства КНР в России достигла 3,3 миллиона рублей. Понятно, что львиной доле наших автолюбителей «китаец» за 35 тысяч долларов – дороговато будет. Поэтому на исходе года в РФ наметилась тенденция к снижению продаж китайских автомобилей.
С Индией, также выпускающей миллионы автомобилей ежегодно, ситуация разворачивается под другим углом. Индийцы – народ преимущественно бедный, и тамошние легковушки относительно недороги (в среднем 700-800 тысяч индийских рупий, обменный курс которых примерно на 20-25% выше курса рубля). Но у них есть проблема не менее серьезная, чем дороговизна. Среднегодовая температура воздуха в Индии составляет порядка 24 градусов тепла, а в России не превышает ноль градусов. Поэтому индийские автомобили не подходят для эксплуатации на большей части России, а их переоборудование на российский лад требует много сил и средств. Как говорится, себе дороже. Так что машины индийского производства в РФ – редкие гости.
И, наконец, Иран. Здесь налицо целая гроздь проблем, мешающих обосноваться на российском рынке. Среди наших автолюбителей неспроста бытует мнение, что качество иранских машин еще ниже российского. Отсталая электроника, слабая подвеска, низкая устойчивость к коррозии – лишь часть недостатков иранских машин. И при этом они довольно дороги: ценник, как правило, начинается от 1,6 миллиона рублей. Результат – хуже некуда. При амбициозных планах автодилеров осуществлять продажи иранских машин в РФ тысячами, на деле некоторые модели продаются в штучном количестве, а некоторые вовсе не продаются.
Словом, глупо рассчитывать на крылатое выражение Остапа Бендера «Заграница нам поможет». Россия должна развивать собственную автоиндустрию. Если, конечно, мы не хотим пересесть на телеги…
Комментарии 5
Добавление комментария
Комментарии