image

На дне: численность бедняков снижается, но остается аномально высокой

На злобу дня
11:13
761 просмотр
Михаил Ростов
фото freepik.com
фото freepik.com

Не секрет, что статистика нередко вступает в конфликт с повседневностью. Данные о количестве сограждан с доходами ниже границы бедности тоже страдают условностью. Хотя хорошо уже то, что существование бедняков признается на государственном уровне. В советские времена, как известно, у нас в стране не было не только бедности, но даже секса…

Итак, если верить Росстату, за прошедший год численность россиян с доходами ниже границы бедности снизилась с 14,3 миллиона до 13,5 миллиона. Причем эта цифра носит среднегодовой характер, поскольку в разные периоды 2023-го ситуация кардинально различалась. В первом квартале статистика насчитала в стране 19,6 миллиона бедняков, а в четвертом квартале их количество упало ниже 10 миллионов. 

Проще говоря, за двенадцать месяцев уровень бедности в России сократился вдвое – с 14% до 7% от общей численности населения.  Остается понять, с чем связано такое стремительное «обогащение» соотечественников на фоне беспрецедентных антироссийских санкций, резко выросших оборонных расходов и высокой инфляции.   

Понятно, что в данном случае многое зависит от системы координат, то есть от того, что мы понимаем под границей бедности. По мнению Росстата, бедны те, чей ежемесячный доход в среднем по 2023-му году не превышал 14,34 тыс. руб. Но я не сомневаюсь, что эта оценка не будет принята «на ура» не только простыми обывателями, но и экономистами. Получается, что с декабря 2022-го по декабрь 2023-го граница бедности сместилась вверх всего на 800 руб., или на 6%. Между тем, даже по официальным данным, уровень инфляции в 2023-м году превысил 7,8%. При том что цены на товары массового спроса, которые больше всего востребованы небогатыми людьми, росли со значительным опережением. Злосчастные куриные яйца подорожали почти на 70%, а курятина в целом – на 27%, на 8% выросли цены на медикаменты, на 15% дороже стали услуги общественного транспорта. 

Согласитесь, довольно странная арифметика. По логике, чтобы бедняков становилось меньше, индекс доходов граждан должен расти быстрее индекса потребительских цен. Но у нас все как-то наперекосяк…
Я уж не говорю о том, что среднестатистические данные в условиях России – пресловутый гибрид «мерседеса» с «запорожцем». Достаточно одного красноречивого факта: по итогам 2023-го года уровень бедности в Москве и Санкт-Петербурге не превысил 6% населения, в то время как в Ингушетии, занимающей последнее место во всероссийском рейтинге благосостояния, к бедному сословию относится около 30% жителей – практически каждый третий!

Вологодчина по обыкновению пригрелась в середине списка: ниже уровня бедности зарабатывает 12,5 процента земляков. Так что мы существенно уступаем лидерам, но существенно превосходим аутсайдеров. Как говорится, спасибо и на том.