image

Путин – не Хрущев: почему нынешняя обстановка в мире гораздо опаснее Карибского кризиса

На злобу дня
10:17
3 613 просмотров
Михаил Ростов

В эти дни воспоминания о Карибском кризисе актуальны как никогда: эта большая геополитическая встряска отмечает свое 60-летие. В октябре 1962-го года Советский Союз принял решение ответить на размещение американских ракет средней дальности в Турции размещением советских ракет на острове Куба, где пришел к власти непримиримый противник США Фидель Кастро. Обе ядерные державы восприняли действия противника как неприемлемые с точки зрения безопасности. Мир оказался на грани всепоглощающей ракетно-ядерной войны…  

В конце концов, сторонам конфликта хватило выдержки и воли пойти на обоюдный компромисс: американцы ликвидировали ракетную базу в Турции; советские корабли с ракетами, оснащенными  ядерными боеголовками, вернулись в порты приписки. При этом  Карибский кризис парадоксальным образом послужил укреплению советско-американского сотрудничества, чему немало способствовал официальный визит генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева в США и его личные контакты с президентом страны Джоном Кеннеди и министром обороны Робертом Макнамарой.   

Сегодня многие эксперты сравнивают Карибский кризис с ситуацией, сложившейся в связи с военной спецоперацией на Украине, и кто-то прямо называет события вокруг Украины «вторым Карибским кризисом». Но мне кажется, что это не совсем верно, а точнее - совсем неверно. 

Дело не только в том, что за прошедшие шесть десятилетий эффективность военной техники, в том числе ядерных вооружений, ушла далеко вперед. Для сравнения: мощность атомной бомбы, сброшенной в своем время на Хиросиму, не превышала 20 килотонн, в то время как современная ядерная бомба обладает мощностью свыше 400 килотонн. 

Но главное в том, что в 1962-м году еще были свежи в памяти союзнические отношения СССР и США во Второй мировой войне. Что там говорить, если Джон Кеннеди прошел войну в качестве командира корабля ВМФ США, участвовавшего в войне против Японии на Тихом океане, а Никита Хрущев был начальником политуправлений ряда ключевых фронтов, включая Сталинградский под командованием маршала Тимошенко и 1-й Украинский под командованием легендарного маршала Жукова. 

К тому же в 1962-м году между США и СССР не было никаких территориальных споров и не стояла кровь военнослужащих и мирного населения, пролитая за семь месяцев спецоперации на Украине. Понятно, что в нынешних условиях противоборствующим сторонам сложнее сесть за стол переговоров, чем продолжать войну до победного конца, не считаясь с материальным ущербом и человеческими жертвами. 

Да и личностный фактор нельзя сбрасывать со счетов. Путин – не Хрущев. Стучать ботинком по трибуне ООН наш нынешний глава государства вряд ли станет, но приказ о применении ядерного оружия, если сочтет необходимым, отдаст без колебаний. 

Вот почему нынешние события кажутся гораздо опаснее давней истории, получившей название «Карибский кризис»…