image

Укрощение огня: металлургов ждет тяжелый год

На злобу дня
10:20
635 просмотров
Михаил Ростов

Какими бы кошмарными прогнозами ни потчевали нас высоколобые эксперты, российская черная металлургия завершает 2023-й год на подъеме. Без малого 5% годового роста производства стали – это не просто хороший результат, это лучший результат за последние четыре года! 

Причем не будем забывать, в каких условиях достигнута подобная динамика. С января нынешнего года поставки российской стали в европейские страны сократились вдвое, а в Соединенные Штаты  – втрое. Вдобавок ожидаемая компенсация потерь за счет «дружественных» стран, в первую очередь Китая, оказалась иллюзией. Проблема в том, что сам Китай является крупнейшим мировым производителем черных металлов, пребывая в постоянном поиске новых рынков сбыта. Нет смысла удивляться, что в нынешнем году экспорт российской стали в «дружественную» КНР сократился даже больше, чем в глубоко «недружественные» США – в 3,7 раза.  

Очевидно, что внушительный 5-процентный рост производства стали в России стал следствием увеличения внутреннего спроса. И не трудно догадаться, какие именно отрасли российской экономики стали главными «локомотивами» этого процесса.  

На первом месте, разумеется, военно-промышленный комплекс. Этот факт не нуждается в комментариях, поскольку страна, «де-факто» ведущая боевые действия со всем коллективным Западом, нуждается в огромных количествах боевой техники и вооружения, изготовление которых немыслимо без стали и сплавов. 

Повышенный аппетит на металл проявляет также строительная отрасль, получающая существенную господдержку через механизмы льготной ипотеки. 

На третьей ступени негласного «пьедестала почета» - машиностроение, не входящее в систему ВПК, которое в уходящем году выросло почти  на четверть (и тоже, разумеется, не без участия черной металлургии). 

Но, к сожалению, не все так гладко, как видится невооруженным глазом. Ряд аналитиков считает, что многократное повышение ключевой ставки Центробанка, которая с нынешнего лета выросла с 7,5 до 16% годовых, резко ограничивает финансовые, а значит и производственные возможности  внутренних потребителей металла (хотя военно-промышленного комплекса, скорее всего, это не коснется или коснется в минимальной степени). 

Все более заметную негативную роль играет и обострившийся дефицит рабочих кадров в черной металлургии. Какими бы темпами ни росла производительность труда в этой отрасли, металлургические комбинаты без обслуживающего персонала - дела слишком далекого будущего, чтобы говорить об этом всерьез. 

Словом, повторить успех нынешнего года черной металлургии-2024 вряд ли удастся. В лучшем случае она удержится в символическом плюсе или останется с нулевым приростом, в худшем - её ожидает «укрощение огня» в виде падения показателей.          

 

Главные новости Вологды за неделю