image

Вопрос дня: сможет ли наше машиностроение реализовать новый оборонный заказ?

На злобу дня
11:00
789 просмотров
Михаил Ростов

Частичная мобилизация военнослужащих запаса, объявленная накануне Владимиром Путиным, по определению должна сопровождаться расширением оборонного заказа. Рассчитывать на поставки иностранного оружия в необходимых масштабах Россия не может из-за санкций. Отдельные контракты, вроде закупок беспилотников иранского производства, общую картину не меняют. И даже политические союзники РФ – Китай, Индия, Северная Корея, Белоруссия, располагающие существенными запасами вооружения, вряд ли отважатся перешагнуть через санкции «коллективного Запада». Это именно та ситуация, которой посвящена пословица «Своя рубашка ближе к телу»…    

Словом, сегодня нашей стране как никогда приходится опираться на собственные промышленные ресурсы. Вопрос в том, достаточно ли этих ресурсов для решения задач, которые встали после объявления мобилизации? Сформулировать ответ попытались эксперты агентства «РИА Рейтинг», опубликовавшие пространную статью о текущей ситуации и перспективах развития отечественного машиностроения.

Надо признать, что выводы не радуют. Начиная с марта с.г., когда украинские события стали ощутимо сказываться на экономической статистике, динамика производства в российском машиностроении демонстрировала стабильно негативную динамику. Причем темпы спада очевидно нарастают: если в целом по полугодию производство российской машиностроительной продукции снизилось на 3,3 процента, то с апреля по июнь снижение показателей начало приобретать лавинообразный характер (минус 9 процентов к прошлому году).

При этом «РИА Рейтинг» резонно отмечает, что первоначально, после ухода с российского рынка ключевых западных партнеров, можно было ожидать еще более устрашающих последствий – вплоть до полного паралича отрасли. Но как-то обошлось. Судя по всему, за восемь лет после «крымской весны» наши промышленники успели если не полностью, то частично адаптироваться к неожиданным поворотам международной политики.

В то же время эксперты агентства считают, что полностью преодолеть «компонентное голодание», то есть недостаточные объемы поставок зарубежных комплектующих, российским машиностроителям пока не удалось и вряд ли удастся в обозримом будущем. Скажем, даже самая «домашняя» модель АВТОВАЗа – «Лада Гранта» - почти на треть состоит из импортных запчастей. Еще в большей степени зависят от импорта авиастроители: здесь с уходом «Боинга» и «Эйрбаса» начались системные проблемы с ремонтом и модернизацией техники (не говоря уже о возможностях обновления авиапарка).

Любопытный нюанс: особенностью момента является отсутствие проблем со сбытом. После исчезновения западных конкурентов внутрироссийский рынок проглотит фактически все, что могут произвести наши машиностроители.  Наглядный пример – вологодское машиностроительное предприятие «Транс-Альфа», которое после начала спецоперации нарастило производство «в разы»…