image
Образование
1
647

Ночной кошмар инязов: предложено ввести в школьное образование церковнославянский язык

Казалось бы, жизнь уже отучила нас удивляться, но сводки новостей продолжают регулярно подбрасывать поводы для неподдельного удивления.  

Накануне ТАСС обескуражил сообщением о том, что Русская православная церковь предложила ввести в школьную программу преподавание церковнославянского языка. И не подумайте, что это блажь какого-то незначительного церковного клерка: с соответствующим заявлением выступил викарий (помощник) Патриарха Московского и Всея Руси епископ Евфимий.

Исходя из чина этого иерарха, данное предложение в любой момент может стать (если еще не стало) законодательной инициативой. А там, глядишь, наши детишки и впрямь получат «в нагрузку» учебники с «азами», «буками» и «ведями» вместо привычных «а», «б» и «в»; с семью падежами вместо нынешних шести; с буквенными обозначениями чисел вместо знакомых с малолетства арабских цифр; не говоря уже про множественные особенности фонетики и морфологии.  

Пожалуй, даже в запальчивых призывах отказаться от преподавания английского языка в пользу китайского, звучащих с депутатских трибун, все-таки больше смысла. Учитывая растущую экономическую и политическую мощь полуторамиллиардного Китая, китайский язык можно признать языком будущего (хотя, согласитесь,  трудно представить себе массовое изучение иероглифов в нынешних вологодских школах). 

Признать «языком будущего» церковнославянский можно только в качестве анекдота. Это даже не латынь – язык древних римлян, который еще на два тысячелетия старше церковнославянского. Римская империя давно канула в Лету, но латынь осталась официальным языком Государства Ватикан и является международным языком медиков, фармацевтов и ученых естественных наук. Церковнославянский далек от этого представительного статуса: его можно услышать разве что во время службы в православном храме…

Понятно, что далеко не все отклики на этот проект можно назвать доброжелательными. 

«А как насчет отделения школы от церкви? – спрашивает один из пользователей соцсетей. – Или мы возвращаемся в мрачное средневековье?»

«Что ж, наши дети так хорошо изучили русский язык, что самое время заняться церковнославянским», - иронизирует другой. 

«Если выбирать языки для школьного обучения на основе внешнеполитической конъюнктуры, то я бы сделал упор на суахили, зулу, кимбунду и другие африканские наречия, - не то в шутку, не то всерьез предлагает третий. - Сегодня Африка – наш стратегический партнер. С ними надо говорить на одном языке, иначе могут неправильно понять…»