image
Общество
1
627

Исчезающий вид: количество детей сокращается с нарастающей скоростью

День защиты детей, отмечаемый в первый день лета, редко обходится без интересной информации, связанной с юным поколением. Нынешний год не стал исключением. По следам прошедшего детского праздника Росстат обнародовал некоторые актуальные данные о несовершеннолетних россиянах.

Приведенные цифры производят противоречивое впечатление. С одной стороны, к категории детей и подростков от 0 до 17 лет относится чуть меньше 30 миллионов наших сограждан, то есть почти 20 процентов населения страны. По мировым стандартам это немного: средний показатель по всем странам планеты выше российского в полтора раза, а средний показатель по странам Африки превышает российский более чем вдвое. Но если сравнивать в географически близкой нам системе координат, то Россия далеко не хуже всех: среднеевропейский показатель не превышает 15 процентов, а средний показатель по Северной Америке выше европейского всего на пару процентов.   

Но, как вы знаете, понятие среднестатистического в нашей сверхдержаве довольно коварно. Вот красноречивая цифра: индекс деторождения (то есть число детей, рожденных в расчете на одну женщину) в Чечне (лидер всероссийского рейтинга) втрое превышает аналогичный показатель в Ленинградской области (последнее место в стране). 

Но проблема не только в региональных особенностях. Главная беда – быстрое падение количества детей в целом. Этот факт наглядно отражен в численности различных возрастных групп детей и подростков. Если, скажем, группа от 10 до 14 лет от роду насчитывает порядка 9,2 миллиона, а группа от 5 до 9 лет – чуть меньше 9 миллионов человек, то группа от 0 до 4 лет не дотягивает и до 7 миллионов. При сохранении набранных темпов отрицательной динамики деторождения лет через 20-25 можно будет закрыть за ненадобностью половину ныне существующих российских роддомов.    

Но есть и хорошие новости. Скажем, вопреки бытующему мнению, гендерное соотношение в юных возрастных группах складывается в пользу мальчиков: их почти на 2 процента, или на полмиллиона человек, больше, чем девочек.  

А вот факт, опрокидывающий предубеждение о прогрессирующей «дебилизации» нашей молодежи. Оказывается, свыше 80 процентов российских детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет охвачены одним или несколькими видами дополнительного образования. И пусть они иногда могут спутать Льва Толстого с его однофамильцем Алексеем, а бунтаря Емельяна Пугачева счесть одним из мужей Аллы Пугачёвой – назвать  наших наследников потерянным поколением я бы все-таки не отважился…