Машины времени: машиностроение возвращается в режим «турбулентности»
Не секрет, что российское машиностроение оказалось одним из главных выгодоприобретателей украинского кризиса. Несмотря на беспрецедентные санкции со стороны коллективного Запада, отрасль довольно быстро адаптировалась к новой экономической реальности, и на ряде направлений не просто вернулась к показателям мирного времени, но и существенно их превзошла.
По данным Минэкономразвития РФ, в первом полугодии 2024-го рост производства в машиностроении достиг 22% «год к году». Более высокими темпами отрасль росла лишь в 2021-м году, за счет «отскока вверх» от крайне низких результатов периода пандемии.
Эффект низкой базы, впрочем, сказывается и сегодня. Понятно, что после драматического 2022-го года, когда отечественное автомобилестроение было практически парализовано, сейчас этот сектор машиностроения «отрастает» рекордными темпами – плюс 52% к прошлогоднему уровню.
Бурное развитие переживают и некоторые другие сферы машиностроения, особенно пользующиеся повышенным спросом со стороны Минобороны. Более 30% «год к году» прибавило производство компьютерной, электронной и оптической техники, примерно такие же темпы продемонстрировало производство летательных аппаратов.
Однако нельзя не заметить, что рекордные цифры отраслевого подъема сформировались преимущественно за счет первого квартала. Во втором квартале «синусоида» производственных показателей пошла на спад.
Отчетливо эта тенденция проявилась, допустим, в сельскохозяйственном машиностроении, где в первом квартале зафиксирован подъем на 2%, а во втором – спад почти на 9% (с учетом текущего индекса инфляции). Этот сектор я выделил намеренно, поскольку он не обеспечен военными заказами и в наибольшей степени подчиняется рыночным механизмам. Однако неважно чувствовали себя и автомобилестроение, и станкостроение, и производство машин для энергетики. Конечно, «развороты» еще возможны, но признаков кардинального улучшения ситуации в третьем квартале пока не наблюдается.
Словом, машиностроение возвращается в «зону турбулентности» (так в авиации называют атмосферные условия, вызывающие нестабильное состояние воздушного судна в полете). И было бы странно, если бы этого не случилось. Ведь факторы риска, возникшие с началом СВО, устранены лишь отчасти. Полностью «импортозаместить» комплектующие из недружественных стран так и не удалось. Проблемы логистики, вызванные «столбняком» в отношениях России с европейскими странами, тоже никуда не делись. Больше того, положение машиностроителей продолжает осложняться из-за растущей ставки централизованного кредитования, повышения энергетических и транспортных издержек, дефицита квалифицированного персонала (что в производстве сложной техники играет особую роль).
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии