Охота на Хрущева: может быть его даже осудят… посмертно
О том, насколько эпохальным оказалось это событие, стало ясно только сейчас, семьдесят лет спустя. В 1954-м году передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР казалась не более чем очередной дурью Никиты Сергеича Хрущева – вроде культивирования кукурузы и гонений на художников-авангардистов. В то время, когда Россия и Украина были неотъемлемыми частями единого государства, административная принадлежность тех или иных территорий не являлась проблемой первостепенной важности.
Скажу больше: переход территорий из республики в республику был не то чтобы очень распространен, но и отнюдь не уникален. Менее известный, но точный исторический факт – передача значительных российских территорий Белоруссии. В разное время под юрисдикцию Белорусской ССР перешло почти 60 тыс. кв. км российских земель, которые составили значительную часть Могилевской, Витебской и Гомельской областей современной Белоруссии.
Разница, однако, в том, что Белоруссия не заигрывала с Западом, координируя свою внешнюю и оборонную политику с Москвой. Украина взяла на вооружение иной курс, и последствия этого мы наблюдаем, что называется, во всей красе…
Как бы там ни было, решение Хрущева подвергалось осуждению давно. Одним из первых раскритиковал этот щедрый подарок Александр Солженицын, который в начале 90-х годов прошлого века пророчески предсказал неизбежность территориальных конфликтов между двумя странами из-за государственной принадлежности Крыма. Но Солженицын никогда не был официальным лицом. Писатель может делать любые заявления: они всегда остаются его личным мнением. Иной вопрос, когда соответствующую тему подхватывают политики.
Накануне отличился председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, призвавший Конституционный Суд России признать «царский» подарок, сделанный Хрущевым, незаконным, а стало быть, юридически ничтожным. С одной стороны, подобное решение лишний раз подтвердило бы, что при любом развитии событий в ходе СВО судьба Крыма не может быть предметом какого бы то ни было торга. С другой стороны, после референдума 2014-го года Крым и так стал неотъемлемой частью Российской Федерации, поэтому предложение Константинова – пресловутое «масло масляное».
Что касается международного резонанса на выступление крымского чиновника, то бурных откликов ожидать не стоит, поскольку за прошедшие десять лет большинство стран ООН юридически не признало воссоединения Крыма с Россией.
Вряд ли что-то угрожает и Никите Хрущеву, который уже полвека покоится на Новодевичьем кладбище. Оплевывать прах умерших вождей – наша любимая национальная забава. Но мертвым, как известно, не бывает ни больно, ни обидно…
Комментарии 8
Добавление комментария
Комментарии