image

Шагреневая кожа: таджикская диаспора в России стремительно сокращается

Общество
10:47
4 458 просмотров
Михаил Ростов
Фото РИА Новости
Фото РИА Новости

Учитывая национальность злодеев, устроивших чудовищную бойню в «Крокус Сити Холле», страх таджикских мигрантов в России трудно признать необоснованным. Хотя на уровне межгосударственной политики Таджикистан остается дружественным России государством, а таджики – одним из народов бывшего Советского Союза, который связан с россиянами не только общей историей, но и теснейшими экономическими узами.

Достаточно сказать, что две трети мигрантов, приехавших в Россию на ПМЖ в последние два года – жители Таджикистана. Только в первом полугодии 2023-го российские паспорта с двуглавым орлом получили 87 тысяч таджиков - на 17 процентов больше, чем годом ранее. Причем таджикская диаспора в России оказалась по сути единственной, которая на фоне СВО продолжала расти «довоенными» темпами. Большинство других диаспор «ушло в минус» (к примеру, рост узбекской диаспоры сократился на треть, а азербайджанской диаспоры - почти вдвое).

Итог красноречив: по данным из разных источников, в настоящее время на территории Российской Федерации проживает порядка 3 млн таджиков. Для сравнения – численность всего населения Таджикистана составляет чуть больше 10 млн человек.

И вот этот полноводный миграционный поток за считанные дни после теракта полностью пересох. На смену ему пришел эффект шагреневой кожи из романа Бальзака, которая сжималась не по дням, а по часам. Как заявил накануне высокопоставленный представитель Минтруда Таджикистана, впервые за долгие годы число таджиков, возвращающихся из России, заметно превысило число таджиков, выезжающих в Россию.

При этом никаких сообщений об актах «кровной мести» в отношении этнических таджиков не поступало. Мелкие стычки на бытовом уровне можно не брать в расчет – они были всегда. Крутой разворот маршрута таджикской миграции происходит как бы «впрок» - из страха перед возможными притеснениями и расправами.

Как ни печально, но в роли главного пострадавшего может оказаться российская экономика, и без того задыхающаяся от дефицита кадров. Тем более что таджики работают преимущественно в тех сферах трудовой деятельности, которые среди коренных россиян мало востребованы: чернорабочими на стройках и в жилкомхозе, грузчиками в торговых заведениях, неквалифицированным персоналом на промышленных предприятиях и т.п.

Если верить официальным данным, то для Вологодской области проблема таджикской репатриации на родину не является большой проблемой. По последним переписям, число таджиков, проживающих в нашем регионе, не превышает одной тысячи человек. Но эта цифра учитывает легально адаптированных граждан. Сколько таджиков реально шабашничает в наших краях – об этом неведомо даже всезнайке-статистике…