Слишком много вопросов накопилось у вологжан к властям по поводу городских кладбищ и вообще «похоронного дела»

Читаем чат мэра Вологды Андрея Накрошаева. Хитом последних нескольких дней стала по понятным причинам тема городских кладбищ. В Вологде их девять.
Накануне праздника Пасхи горожане как всегда вспоминают проблемы, связанные с кладбищем. Хотя у РПЦ нет единого мнения о посещении некрополей в день святой Пасхи. Ведь Пасха символизирует воскрешение Христа из мертвых. Некоторые священнослужители уверены: мол, для посещения кладбищ есть другие дни - Родительские субботы, «пасхи мертвых», дни рождения усопших родственников и близких.
Так или иначе, в этот день люди все равно тянутся в этот день на кладбища, и власти Вологды ежегодно, предвидя «наплыв» в эти дни, организуют дополнительный рейсы общественного транспорта.
Но мы сейчас не про это. Людей волнуют перемены, недавно коснувшиеся «похоронного дела» в Вологде. Не секрет, что решением Вологодской городской Думы от 19 декабря 2025 года в нормативный документ «Об организации похоронного дела на территории городского округа города Вологды», принятый еще 30 мая 2013 года, внесены серьезные изменения.
Вдаваться в них сегодня не станем. Но, по мнению директора МУП «Ритуала» Александра Мариныча, задача была поставлена – привести документы в соответствие с федеральной нормативной базой. И, конечно, кардинально навести порядок на кладбищах. Да этого времени, по мнению нового руководства МУПа, было примерно так: «Кто во что горазд». И мы с ним согласимся.
Безусловно, вопросов в чате вологодского градоначальника о кладбищах очень много. Марина пишет: «О благоустройстве. Каким образом заказывать памятники, «поднимать» участок? Очень много недопонимания и негативной информации, вплоть до невыполнения заказчиками работ из-за каких-то бумажек». «В частности, в новом законе даже указано, что теперь потребуется предоставление эскизов надмогильного сооружения с указанием линейных размеров и описанием». Аноним пишет: «Какими нормативными документами регулируется получение разрешений на установку памятников? Пришлось ехать в организацию по установке памятников, писать заявление с указанием размеров, обработку личных данных (это вообще на каком основании?..), мне приложили сертификаты качества, личные данные рабочих, которые будут устанавливать памятник. В итоге с этим пакетом документов администрации кладбища развернули меня на основании того, что нужен рисунок памятника, на котором указаны размеры. Это что за самодеятельность? Или сейчас беспрепятственно можно получить разрешение только при условии заказов памятников на самом кладбище?» Елена спрашивает: «Как добираться до могил, начиная с Козицыно-2№? С Божьей помощью, если ты - не инвалид, не пенсионер или ребенок? По 40 минут в одну сторону и обратно в другую? Если нет возможности предоставить транспорт, зачем так издеваться над людьми. Вопрос до сих пор без ответа и комментариев от властей».
Пока все эти вопросы остаются без ответа чиновников. Но мы советуем читать новый текст «Порядка деятельности кладбищ…» Там прописано все, в том числе в пункте номер 20 – сказано о размерах надмогильных сооружений.
Есть и резонные вопросы на иную тему. К примеру, Алексей констатирует: «На Пошехонском кладбище в администрации прошлым летом спрашивал – ответили, что даже архивов захоронений на Пошехонке нет».
Вот тут журналист городского портала «Вологда-Поиск» может немного помочь. Еще много лет назад заведующая кладбищами Вологды Елена Баранова подтвердила: по непонятным причинам учет захоронений на Пошехонском (как и на Введенском, в Маурино, в Прилуках, на Горбачевском) не велся. Разобраться в этих «квадратах», а тем более – найти нужную могилу умершего лет 20-40-50 назад – дело почти нереальное. Тем более, если дата смерти известна неточно, или неизвестна вообще. Есть правда, пара способов помочь. Раньше практиковалось: сотрудники «Ритуала» могли дать просмотреть журналы регистрации смертей в искомые даты. Выписываешь всех, кто умер за 7 дней до даты и примерно столько же – после. И – вперед. На кладбище методично сличаешь по фамилиям надписи на могилках (если есть), и так приблизительно вычисляешь искомую могилу.
Вопрос: а где искать? Вторая подсказка: сотрудники Пошехонки выдали нам такой документ:
- Это – карта примерных планов захоронений на Пошехонке по годам и квадратам. (На фото). С 1980 года архива захоронений нет. Ориентируясь на нее, можно примерно знать, где искать могилку родственника или знакомого, - сказали нам сотрудники администрации кладбища. Это – не секретный документ. Для общего пользования.
- Именно поэтому всегда уверена: не надо фальшиво жалеть детей и ограждать их от похорон, кладбищ. За последние годы изучала наши кладбища, провела 11 субботников на Введенском, где похоронены мои бабушка и дед. Ко мне обращались за эти годы десятка полтора людей. В том числе и вологжан. Матери не показывали детям могилы отцов или бабушек. А теперь искать слишком поздно. Если только редкая удача улыбнется. Деревянные столбики и кресты давно упали, таблички с именами заржавели и оторваны. Прибавьте сюда «металломанов», ищущих железо на сдачу, и просто вандалов. И – время. Ни на Пошехонке, ни тем более на Введенском кладбище, на Горбачевском точных данных о местах могил нет. То есть нет никаких, - написала сегодня в чате градоначальника вологжанка Татьяна.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии