«Пастух и пастушка» Виктора Астафьева: переосмысление пасторальной традиции в военной прозе

Повесть «Пастух и пастушка» – о короткой, но пронзительной любви молодого лейтенанта Бориса и юной девушки Люси. Их чувства разгораются во время войны.
Во время ожесточенного ночного боя взвод Бориса успешно противостоит немецким войскам. После сражения солдаты находят наблюдают трагическую сцену: они находят погибших старика и старуху, чьи руки навсегда сплетены в последнем объятии.
На хуторе, где взвод останавливается на ночлег, Борис встречает Люсю. Между молодыми людьми вспыхивает искреннее чувство. Их любовь расцветает вопреки войне: они мечтают о будущем – о встрече на вокзале после победы.
В сражении Борис получает ранение. В госпитале раненый думает не о себе, а о возлюбленной. Его состояние ухудшается – не столько от раны, которая оказалась очень легкой, сколько от тоски. Медработники санитарного поезда не в силах понять, что может помочь бойцу.
В финале повести мы видим пожилую женщину, которая стоит над одиноким захоронением, сооруженным в степи рядом с железной дорогой, и, обращаясь к могилке, обещает покойному скорую встречу.
В своем произведении Виктор Астафьев соединил пасторальную традицию и военную тематику. Его повесть «Пастух и пастушка» – это не просто история любви на фоне войны, а глубокое переосмысление самого понятия пасторали в современном контексте.
Традиционная пастораль предполагает идиллическую картину: прекрасная природа, влюбленные, гармония и безмятежность. Астафьев же намеренно разрушает этот образ, помещая пасторальные мотивы в жестокую реальность военного времени, создавая резкий контраст между классическим представлением о пасторали и суровой действительностью.
В повести автор использует три ключевые пары образов для развития пасторальной темы. Первая – это пожилые супруги-пастухи, убитые осколками ракет. Их образ противоречит классическим представлениям о пасторали: они стары, одеты в потрепанные телогрейки с торчащей ватой, прожили тяжелую жизнь. Вторая пара – молодые влюбленные Борис и Люся. Третья – театральные образы из музыкальной идиллии, всплывающие в воспоминаниях героя.
Астафьев намеренно подчеркивает несоответствие между идеалом и реальностью. Если в классической пасторали герои словно вечно молоды и безмятежны, то в его произведении они крайне уязвимы. Если пасторальные истории традиционно заканчиваются счастливо, то здесь любовь обречена с самого начала.
Автор использует пасторальные мотивы не для создания идиллической картины, а наоборот – для подчеркивания трагизма происходящего. Контраст между возвышенным идеалом и жестокой реальностью становится инструментом для передачи основной идеи произведения: в мире, где существует война, невозможны истинная гармония и счастье.
Писатель мастерски играет на контрастах: прекрасная музыка из довоенного спектакля о пастухе и пастушке противопоставляется кровавым картинам войны, а возвышенные чувства героев разбиваются о жестокие реалии. Даже природа в повести лишена пасторальной красоты – она показана через призму военного хаоса: убитые люди и кони в кюветах, сожженная техника, дымящиеся кухни.
Пастораль Виктора Астафьева – это не уход от реальности, а способ показать жизнь во всей жестокости и неприглядности. Это своеобразный протест против войны и разрушения всего прекрасного, что есть в человеческой природе.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии