Вологжанин, использовавший немецкий язык как оружие: роль В. Соколова в побеге с «острова дьявола»

Владимир Соколов (1921 — 1945) — советский военнослужащий, артиллерист, член группы Девятаева, сбежавшей с острова Узедом в 1945 году на немецком самолете.
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных сумела сбежать с из нацистского «лагеря смерти» на острове Узедом. Этих отважных воинов, решившихся на дерзкий побег, называли девятаевцами — по фамилии предводителя группы, то есть воздушного аса Михаила Петровича Девятаева.
Среди десяти человек был и наш земляк — вологжанин Владимир Соколов. Именно по этой причине памятник «Побег из ада», о котором мы уже говорили, был установлен в Вологде.
Владимир Соколов родился в семье железнодорожника. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал сиротой. После детского дома, где он окончил 7-летнюю школу, получает ту же профессию, что и его отец. Работал также на селекционной станции в Куркино.
Свободное время молодой человек проводит за изучением немецкого языка. Этот навык очень пригодится Соколову во время нахождения в немецком плену — в нацистском лагере В. Соколова сделают помощником бригадира. Вологжанин начал учить немецкий язык благодаря общению с соседом по дому, который был педагогом.
Владимир Соколов был призван армию осенью 1940 года. Планировал учиться в военном училище и просил сестру Римму прислать ему соответствующую литературу. Планам помешала война.
Владимир нес службу в артиллерийских войсках. Очень скоро до близких молодого солдата дошла весть о том, что он считается пропавшим без вести. Все сочли, что вологжанин погиб.
О характере нашего земляка многое говорит тот факт, что еще до заточения на «острове дьявола» он предпринял две попытки к бегству, за что и был направлен на Узедом. Соколову дали прозвище — «Курносый». За прошлые попытки к бегству нацисты избили его до полусмерти и оставили на носу заметный шрам.
Вклад вологжанина в осуществление плана Девятаева очень значителен, хотя изначально отношения между ними не заладились. Девятаев впоследствии вспоминал, что Соколов принял его за фашистского сыщика и чуть не зарезал. Соколова остерегались все пленные, а сам Девятаев понял, что «Курносый» готов идти на любой риск.
Как мы уже сказали, Соколов хорошо знал немецкий, что существенно облегчило разведку и планирование побега. Именно Владимир сумел раздобыть заточку, которой был убит конвоир.
Бежать изначально хотели на лодке, однако скорректировали план и решились на угон самолета. Взлететь пленным удалось со второго раза. Благодаря мастерству Девятаева наши воины ушли от преследования, скрывшись в облаках. Карты у беглецов не было, поиск нужного курса оказался сложным. И тут на выручку снова пришел Владимир Соколов, который сориентировал команду по солнцу.
Когда немецкий Хайнкель был замечен нашими зенитчиками, его подбили. Но ас Девятаев смог посадить поврежденный самолет так, что все присутствовавшие на борту остались в живых.
Пленных переместили в госпиталь, однако их история показалась командованию очень сомнительной. Скептицизма стало меньше тогда, когда выяснилось, что вместе с немецкой машиной беглецы прихватили и важные засекреченные документы.
Владимир Соколов, пробывший в плену несколько лет, вернулся в действующую армию. Он погиб при форсировании реки Одер. Боец был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. М. Девятаев, И. Кривоногов и М. Емец ожидали подтверждения воинских званий до самой Победы.
Прочие узники «острова смерти», как и Соколов, вернулись на передовую. Выжил только Ф. Адамов. Прочие погибли при форсировании реки Одер, в боях за Берлин, а также во время войны с Японией.
Самое печальное, что родные Владимира узнали о его участи и о побеге группы Девятаева с острова Узедом только в 1957 году, из газет. До того момента вологжанин считался пропавшим без вести.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии