Защита вологодского транспортного узла в годы войны

Во время Великой Отечественной войны Вологда стала крайне важным транспортным узлом, ведь именно через наш регион снабжали бойцов на Ленинградском, Карельском и Волховском фронтах.
Через станции Вологодской области проходили поезда из Архангельска и Мурманска, которые доставляли грузы по ленд-лизу. Грузы из США до Мурманска и Архангельска шли арктическими конвоями. Несмотря на то, что этот маршрут признан самым опасным и порядка 7 – 15% поставок были потоплены врагами, данный путь оставался предпочтительным, поскольку был самым быстрым - от берегов США до северных городов СССР суда добирались примерно за две недели.
Как мы говорили ранее, на Вологодчину следовали эшелоны с эвакуированными гражданами, ранеными бойцами и целыми заводами. Однако мы еще не успели сказать о том, что помимо предприятий, которые перемещались на восток страны, эвакуировали целые институты и музеи. Эвакуация музеев началась с первых дней войны. Важно, что многие сотрудники музеев действовали самостоятельно: они определяли, какие экспонаты нужно вывезти, искали транспорт и получали разрешение на эвакуацию. Это был настоящий подвиг работников культуры.
Кроме того, в нашем регионе были расположены базы, предназначение которых состояло в снабжении жителей блокадного Ленинграда продовольствием и топливом.
Военным инженером-гидротехником Н. В. Соколовым была предложена идея строительства 29-метрового подводного трубопровода для обеспечения Ленинграда во время блокады. Правительство предоставило строителям 50 дней на реализацию проекта. Работы проводились под непрекращающимся обстрелом.
В первые два года войны враг активно предпринимал попытки уничтожить Вологодский железнодорожный узел посредством бомбежек. В течение осени нацисты совершили более 130 налетов, уничтожив множество мостов, телеграфных и телефонных линий, хозяйственных построек, водонапорных башен и жилых домов. Для восстановления железных дорог работы должны были вестись непрерывно.
Зная о том, какой вклад в победу внесли наши железные дороги, можно представить, насколько страшными могли стать последствия от налетов захватчика, если бы они увенчались успехом. От воздушных атак Вологодскую область защищали наши летчики и зенитчики 740-го истребительного авиационного полка Череповецко-Вологодского дивизионного района противовоздушной обороны.
29 декабря 1941 года советский летчик Александр Николаевич Годовиков в воздушном сражении неподалеку от деревни Кадуя сбил бомбардировщик «Юнкерс-88», принадлежавший нацистским войскам. Александр Годовиков погиб 7 февраля 1942 года. Перед гибелью он сообщил, что у него закончились боеприпасы и он намерен уничтожить вражеский самолет, протаранив его. Самолет героически погибшего летчика обнаружен неподалеку от сбитого им нацистского «Юнкерса».
Бомбардировщик нацистов, сбитый в декабре 1941-го года в небе над Кадуйским районом А. Н. Годовиковым, вологжане выставили на площади Революции как символ уязвимости врага, который стремился вселить в людей ужас, убеждая всех в своей несокрушимости.
Вологодский железнодорожный узел, а также станции Череповца, Грязовца, Кадуя и Бабаево, где осуществлялась погрузка войск, были надежно прикрыты от вражеских авиационных атак.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии