image

Потребительский экстремизм: продавцы жалуются на покупателей

Закон
08:39
709 просмотров
Александра Киселева
freepik.com
freepik.com

Ретейлеры обратились за помощь в Минпромторг и Генпрокуратуру.

Они требуют разобраться с мошенническими схемами покупателей, которые приобретают технику и преднамеренно ее портят, а затем – получают компенсации через суд.

Продавцы рассказывают, что судами рассматриваются сотни таких дел, и только за 2023 год совокупная сумма требований к ретейлерам превысила 1 миллиард рублей.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) – в нее входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и другие – написала обращение в Минпромторг 16 апреля. АКИТ просит организовать совещание с Генпрокуратурой на тему злоупотребления Законом о защите прав потребителей.

Ретейлеры сообщают, что потребители намеренно выводят из строя технику, а затем обращаются с требованием к продавцам вернуть стоимость товара. Отмечается, что граждане предоставляют в качестве подтверждения своих требований недостоверные заключения о наличии производственного недостатка в товаре.

Члены АКИТ уверяют, что люди, злоупотребляющие Законом о защите прав потребителей, только за 2020–2022 годы могли получить 7,5 миллиардов рублей.

«Для решения проблемы необходимо в том числе изменить закон о защите прав потребителей и установить четкую регламентацию статуса экспертов. Список предложений уже готовится участниками рынка», - считают в «М.Видео-Эльдорадо».

Президент АКИТ Артем Соколов рассказывает, что мошеннические схемы вынуждают продавцов закладывать многомиллиардные издержки в стоимость товара.

«Судебная практика в конкретных регионах такова, что суды встают фактически на сторону юристов-мошенников, действующих под видом потребителей. Например, в Самаре число исков о бракованных смартфонах Samsung и Apple превышало их количество в Москве. Такое впечатление, что в этом регионе скапливается весь мировой брак»,— отмечает президент АКИТ.

По Закону о защите прав потребителей, покупатель может обратиться с иском как к продавцу, так и к производителю. Раньше нагрузка на продавцов была меньше, поскольку требования направляли так же и к производителям техники. Сейчас же, когда из России ушли многие организации-производители, все внимание потребителей-экстремистов обрушилось на ретейлеров.

Юрист Дмитрий Горбунов поясняет, что ритейлеры могут предоставлять контрзаключения или ходатайствовать о назначении экспертизы судом. Это должно помочь в борьбе с недобросовестными потребителям, намеренно портящими товары и требующими компенсации.

«По закону потребитель может претендовать максимум на возмещение стоимости товара, взыскание неустойки и штрафа. Итого тройная стоимость товара плюс возможные судебные издержки», - рассказывает Дмитрий.

Советник уголовной практики адвокатского бюро Екатерина Грузинская считает, что решить проблему может «ограничение круга тех, кто может подобную экспертизу проводить».

Например, ограничить законом перечень организаций для проведения экспертиз. Указать, что таким правом будут обладать только аккредитованные экспертные учреждения, а не частные специалисты.