image

Должна ли медсестра разбираться в бухгалтерии? В ЗСО пока не нашли ответ на вопрос

Здравоохранение
20:16
2 694 просмотра
Елена Иванова

Вопросы централизованного бухгалтерского учета медучреждений вынесли на рабочее  совещании комитета по бюджету и налогам. 

На встречу пригласили представителей  департамента финансов, главврачей больниц региона.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Подволоцкий напомнил, что поводом для такого серьезного разговора стали итоги проверки Контрольно-счетной палаты.

Напомним, в Вологодской области создается централизованная система бухгалтерского учета. Вся информация (о начислениях зарплаты, расходах и т.д.) теперь должна попадать в единую программу, а потом — на обработку в центральную бухгалтерию.

По словам начальника департамента финансов Валентины Артамонова, такое новшество – в духе времени.

«Мы хотим в рамках этого проекта решить самый главный вопрос – выстроить эффективную систему ведения бухгалтерского учета и соблюдения всех федеральных стандартов. Такая же работа ведется во всех федеральных министерствах и ведомствах. Задача на местах – обучить сотрудников работать в специальной программе», - рассказала Валентина Артамонова.

Как рассчитали работники ведомства, эффект от нововведения может составить 300 млн. рублей из-за сокращения штата бухгалтеров в учреждениях. Вносить данные в программу отныне будут старшие медсестры. Централизованная система предполагает большую прозрачность учета,  он будет вестись по единым стандартам.

Однако экономический эффект пока не проявился. Главы медучреждений были вынуждены сохранить в штате бухгалтеров для работы в новой программе, но назвать штатные единицы по-другому. В больницах стали появляться отделы по аналитике, по внутреннему сопровождению и т.д.

«Давайте посмотрим, что получилось. Многие из этих функций, которые сейчас возлагаются на медсестер, на лечебный персонал, ранее исполняли бухгалтеры, которые были переведены в центральную бухгалтерию. Кто же теперь должен делать инвентаризацию, вести учет материальных ценностей, заниматься налоговой отчетностью? Чтобы выяснить, как работается учреждениям в этих условиях, мы пригласили на встречу главных врачей», - сказал Андрей Подволоцкий.

По словам медиков, они понимают необходимость введения централизованной бухгалтерии и готовы работать в этом направлении, однако, нужно устранять существующие недостатки.

Как призналась главврач областной детской больницы №2 Валентина Иванова, новая программа  недостаточно адаптирована под нужды медучреждений. Приходится работать сразу в двух. 

«Та, которая была раньше, более удобна. Мы в одну секунду достаем из нее любые сведения. С новым программным обеспечением это невозможно. У нас огромное количество медикаментов – порядка 50 млн., питание пациентов. Весь этот первичный учет продолжает делаться нашими сотрудниками», - добавила главврач.

Своим мнением поделился главврач областной больницы №2 Андрей Пулин.

«Медсестра не может быть конечным звеном этого процесса, она не может учесть все его многочисленные нюансы. Кроме того, учреждения по-прежнему сами выставляют счета за оказанные услуги, сами делают пояснительные записки к бухгалтерскому учету. Поэтому у нас в больнице до последнего времени все эти данные в централизованную программу вводили бухгалтеры. Мы понимаем, что переходить на общую систему учета нужно, но этот переход должен быть более плавным», - высказался он. 

По информации врачей и данным Контрольно-счетной палаты за медучреждениями оставили  значительный объем работы по взаимодействию с централизованной бухгалтерией. По-прежнему учреждения здравоохранения сами готовят контракты, договоры, акты выполненных работ, осуществляют контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью и прочее. И выполнять эту работу должен не медперсонал, а квалифицированные бухгалтеры.

Специалисты Контрольно-счетной палаты изучили опыт внедрения централизованной системы учета в других регионах. Он оказался примерно таким же, как и в Вологодской области.

«В Санкт-Петербурге с учетом особенностей учреждений здравоохранения централизация признана малоэффективной в плане экономии бюджетных средств и несущей риски для управления учреждением. В Московской области проведена централизация учета, однако, почти все первичные документы там собирают не учреждения, а централизованная бухгалтерия», - озвучила результаты исследования председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Карнакова.

Андрей Поволоцкий подвел итоги непростого обсуждения. Есть несколько путей решения проблемы, считает он. Первый, когда оформление перввчиных документов берет на себя  централизованная бухгалтерия. Второй — выполнять эту работу в больнице должны сохраненные в учреждениях штатные специалисты. 

«Сейчас мы вроде бы централизовали бухгалтерию, но огромную часть «первички» при этом оставили на местах. Эту проблему необходимо изучать. Предлагаю провести еще одну проверку Контрольно-счетной палаты, чтобы получить более свежие результаты работы. Острые вопросы и предложения, которые были озвучены сегодня, вносим в протокол. Предлагаю еще раз собраться, чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше», - резюмировал Подволоцкий, сообщает пресс-служба ЗСО.