На злобу дня
458

Деньги не пахнут

 

Государство намерено финансово поддерживать многодетных ипотечников. А чем  хуже те, кому Всевышний не дал много детей? 

В стародавнюю эпоху Страна Советов стимулировала рождаемость не только с помощью агитации за здоровую семью, активно воспроизводящую строителей коммунизма. Несмотря на второстепенную роль денег в плановой экономической системе, использовалась и финансовая мотивация. В СССР более полувека (с 1941 по 1992 год) действовал налог на бездетность, составлявший шесть процентов от общего дохода гражданина. Причем уплачивали его не только закоренелые холостяки, но и вполне добропорядочные отцы семейства, не имевшие возможность иметь детей из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем 
супруги. 

Конечно, в многовековой истории человечества встречались и более дурацкие налоги. К примеру, римский император Веспасиан ввел налог на туалеты, провозгласив,  что «деньги не пахнут», а империи нужны средства на бесчисленные войны с варварами. Еще дальше пошли в Османской империи, где ввели специальный налог на лечение зубов (раз едите не то, что надо, – платите в казну). Отличились и в средневековой Башкирии, где был введен налог на цвет глаз, от которого полностью освобождались черноглазые,  немного платили кареглазые и сероглазые, а голубоглазых обдирали как липку!

Но все это дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Что касается двадцатого столетия, то наряду с товарищем Сталиным, пролоббировавшим советский налог на бездетность, подобный обязательный взнос решился ввести только фашистский диктатор Бенито Муссолини (да и то отменил его после начала Второй мировой войны, когда количество бездетных итальянских семей резко возросло из-за потерь на фронтах). 

Неудивительно, что тотчас после развала Советского Союза налог на бездетность был ликвидирован, как попирающий основные права человека (включая право иметь или не иметь потомство). Думалось, навсегда: слишком уж анахроничным казался этот побор на пороге третьего тысячелетия. 

Но избавиться от наследия ушедшей эпохи оказалось непросто. В таких случаях говорят: ты его гонишь в дверь, а он лезет в окно. Скажу больше: в современных условиях завуалированный налог на бездетность платят не только бездетные, но и немногодетные граждане. Им не полагается материнский капитал, им не приходится рассчитывать на другие преференции, которые государство предоставляет многодетным семьям. А в скором будущем, надо полагать, они окажутся обделенными еще и при получении ипотечных кредитов: государство планирует ввести для многодетных ипотечников компенсацию в размере 450 тысяч рублей. 

Конечно, этот жест выглядит благородно: кто станет оспаривать помощь малым детишкам? Но целую бочку меда, как известно, может испортить всего одна ложка дегтя. А в нашем случае таких ложек на полбочки наберется. 

Прежде всего, дополнительные стимулы для многодетных семей не являются торжеством социальной справедливости, поскольку изначально ставят различные регионы Российской Федерации в неравноправное положение. 

Не секрет, что в южных автономиях России с рождаемостью и раньше было хорошо, и впредь будет не хуже. По данным интернет-портала  Демоскоп-weekly, в лидирующей по числу многодетных семей Республике Ингушетии удельный вес семей с тремя и более детьми превышает 50 процентов, в занимающей второе место в рейтинге Чеченской Республике к категории многодетных относится около 40 процентов семей, а в третьей по счету Республике Дагестан аналогичная цифра приближается к 30 процентам. Для сравнения: в нашей родимой Вологодской области доля многодетных семей не превышает 2,5 процента. Причем мы далеко не аутсайдеры: в замыкающем список городе Санкт-Петербурге лишь полпроцента семей имеют от трех детей и выше.  

Но в таком случае получается, что львиная доля федеральной помощи многодетным семьям уйдет в регионы, где с рождаемостью и так превосходно! А вот регионы с низкой рождаемостью столь незначительной суммой гос­поддержки «расшевелить» вряд ли удастся. 

Давайте считать. Сайт купи.ру свидетельствует, что, по состоянию на 25.02.2019 г., средняя стоимость однокомнатной квартиры в административных границах города Вологды составляет 1 миллион 607 тысяч рублей. Причем понятно, что для многодетной семьи однокомнатная квартира – то же самое, что клизма для покойника. Здесь речь должна идти минимум о трехкомнатной квартире, средняя стоимость которой в нашей областной столице составляет уже 3 миллиона 210 тысяч рублей. Сопоставьте с 450 тысячами рублей обещанной господдержки и решите сами, насколько сильным мотиватором могут быть эти деньги…  

Мне кажется, подобные проекты стимулирования рождаемости носят очень ограниченный и очень временный характер. Программа материнского капитала доказала это воочию: на первом этапе она привела к всплеску рождаемости, но затем демографическая «кривая» вновь пошла на спад. Эффективным может быть только комплексный подход: восстановление бесплатного дошкольного воспитания, социально низкие цены на товары и услуги для детей и подростков, включая лекарственные препараты и общедоступные путевки в детские лагеря отдыха. 

Но самое главное: нельзя измерять социальную поддержку семьи только количеством детей. Любой грамотный экономист докажет вам «на пальцах», что сколько ни помогай семье из пяти детей, за счет государственной помощи она сможет выживать, но не сможет благоденствовать.  Надо создавать в стране нормальную правовую среду, которая не тормозит, а стимулирует развитие экономики. Тогда в порядке будут все: бездетные, малодетные, многодетные. Даже без помощи государства.