image

«Мёртвые не умирают»: это вам не Зомбилэнд!

 

В прокат вышла комедия ужасов про зомби неподражаемого Джима Джармуша.

В заштатном американском городишке начинают оживать мертвецы. Все, на кого они нападают, также становятся ходячими трупами. На борьбу с нежитью выходят местный шериф Робертсон (Билл Мюррей), его помощник Питерсон (Адам Драйвер) и патологоанатом Зельда (Тильда Суинтон).

Из леса за происходящим наблюдает отшельник Боб (Том Уэйтс), кажется, символизирующий фигуру автора. Символов, метафор и отсылок здесь будет ещё много.

Последний удачный зомби-хоррор «Выживание мертвецов» был снят в 2009 году родоначальником жанра Джорджем А. Ромеро. Незадолгодо этого появилась также трэш-пародия Роберта Родригеса «Планета страха». После 2009 года сложно вспомнить стоящее кино про зомби, не считая разве что безразмерного телесериала «Ходячие мертвецы» — который, конечно, продукция на любителя.

Понятно, что ситуацию мог изменить только крутой кинематографист. Даже не покойный Ромеро, а кто-то вроде Тарантино, Коэнов, Финчера. Или вот Джармуша — пожалуй, самого не массового из действительно знаменитых режиссёров Америки.

Джармуш пришёл и показал, как надо снимать кино про зомби.

Режиссёр сделал то, что проделывал уже неоднократно: вывернул на свой лад довольно расхожий жанр. Так уже было с вестерном («Мертвец»), комедийным роуд-муви («Сломанные цветы»), гангстерским боевиком («Пес-призрак: Путь самурая») и вампирской мелодрамой («Выживут только любовники»). Окончательно Джармуш разрушил все мейнстримные жанры в «Пределах контроля» — квазишпионском псевдотриллере, выполненном в традициях абсурдистской драмы. Пришло время комедийного зомби-хоррора.

Фильм «Мёртвые не умирают» парадоксальным образом сочетает в себе приметы «общедоступного» и «доступного не для всех» Джармуша. Заранее можно было решить, что про зомби Джим снимет такой же массовый хит, как уже снял про вампиров. Но нет. Слишком уж много в этих «Мёртвых» артхаусного, вызывающего, местами чуть ли не «монти-пайтоновского».

Повышенное внимание к данному фильму обеспечено прежде всего за счёт его звёздного состава. Помимо уже упомянутых актёров, тут играют Стив Бушеми, Хлоя Севиньи, Дэнни Гловер, Селена Гомес, рокер Игги Поп и рэпер RZA.

Но, конечно, первые роли доверены наиболее «фирменным» джармушевским артистам. И справляются они с ними безукоризненно.

Дуэт очкариков Мюррея и Драйвера шикарен сам по себе — на этот тандем можно было бы с удовольствием смотреть в любом фильме. А тут ещё и Джармуш, у которого и Адам ранее сыграл свою лучшую роль, и Билл одну из самых своих удачных.

Столь же пострясающе смотрится и Суинтон — у больших режиссёров она всегда великолепна. Кому-то может показаться, что её Зельда — подражание тарантиновской Чёрной мамбе, но не всё так просто

Конечно, творчество Джармуша и Тарантино давно уже кое в чём пересекается, однако чаще именно Джим как старший и гораздо менее массовый художник предвосхищает Квентина в его лучших проявлениях. Так, синтез самурайских практик и поп-культуры первым произвёл именно Джармуш в «Псе-призраке», появившемся за четыре года до «Убить Билла».

У зомби-гуру Ромеро позаимствована жёсткая социальная сатира. Фильм «Рассвет мертвецов» — грандиозный художественный приговор консюмеризму. Джармуш развивает этот мотив до реалий 2019 года. Виртуальная реальность, фетишизация гаджетов и мода на сериалы привели к массовому разжижению мозгов. Это уже не «зомби среди нас», а «горстка живых среди зомби». Так что кино получилось не только смешное, но и страшное. Причём вовсе не из-за сцен с поеданием кишок.

Перед нами идейно страшный фильм — редчайшее сегодня явление.

Джармуш остался Джармушем, но предложил много нового. С одной стороны, в этой уже 13-й его художественной постановке есть всё, за что мы любим этого режиссера. С другой стороны, здесь хватает непривычного — скажем, регулярного «разламывания четвёртой стены» по ходу действия. Феерический же нонсенс диалогов и мизансцен сделал бы честь нобелевским лауреатам Беккету и Пинтеру — столпам «театра абсурда».

Если бы Нобелевскую премию вдруг стали вручать за кинофильмы, Джармуш, без сомнения, стал бы первым из её призёров. Всякие же там «Оскары» для него, понятно, мелочь — скорее обидно было бы получить, чем лестно. И как же прекрасно, что есть в нынешних Штатах хотя бы один кинематографист-нонконформист с таким масштабом дарования. Спасибо, что живой, Джим.

Не знаете, где посмотреть этот фильм? Полное расписание вологодских кинотеатров — в нашей афише.

Евгений Новицкий

Вологда, ш. Окружное, 12
Главные новости Вологды за неделю
«Северсталь» на домашнем льду уверенно обыграла хоккейный клуб «Сочи»
Разгрома не ожидалось, но при этом «сталевары» забросили южанам по одной безответной шайбе в каждом периоде
09-10-2025 1 989 просмотров
В чемпионате России по волейболу новый лидер – череповецкая «Северянка»
Подопечные Вадима Панкова одержали вторую победу в турнире, обыграв в трех партиях «Динамо-Метар-2»
09-10-2025 1 218 просмотров