image

Наши сКРЕПЫ: возвращаемся к массовому потреблению крепленых вин

На злобу дня
16:32
606 просмотров
Михаил Ростов
Фото freepik.com
Фото freepik.com

Сегодня только представители старшего (или очень старшего) поколения вспомнят некогда легендарный винный бренд «Портвейн 777» (иносказательно – «три кочерги») или культовое вино  «Алжирское» (в просторечии - «чернила»). 

Между тем они пользовались несказанным успехом среди советских граждан по причине своей дешевизны (почти вдвое дешевле водки) и практически не требовали закуски. В популярном анекдоте советской эпохи двое забулдыг, стоящих у прилавка ликеро-водочного отдела, до хрипоты спорят о том, «сколько взять»: две или одну. В итоге останавливаются на одной и просят продавщицу дать им… ТРИ бутылки «Лесоповала» (так в известных кругах называли крепленое азербайджанское вино «Агдам») и ОДНУ конфетку. 

Антиалкогольная кампания 80-х и рыночные реформы 90-х годов прошлого столетия, казалось бы,  превратили эту тему в преданья старины глубокой. Но как бы не так. По данным статистики, в текущем году производство крепленых вин в нашей стране побило многолетние рекорды: с января по сентябрь выпущено свыше 5,6 млн литра - почти вдвое больше прошлогодних показателей. Адекватно выросла и розничная реализация «наследников бормотухи»: за девять месяцев 2022-го года совокупные продажи портвейна, хереса, мадеры и кагора увеличились с 2 до 5 млн литров.

Конечно, нельзя сказать, что позитивная динамика отличает только этот сектор. Продажи водки и коньяка тоже растут, но куда более скромными темпами (не более 10 процентов увеличения продаж «год к году»). Что касается пива, то продажи этого популярного напитка топчутся на месте: в нынешнем году рост реализации ограничился долями одного процента.    

При этом «ренессанс» портвейна и других крепленых вин трудно объяснить низкими ценами. Динамика российских цен на водку существенно отстает от общего индекса инфляции на продтовары, и хороший портвейн по цене 600-700 рублей за бутылку стоит вдвое дороже водки «экономкласса». 

Главной причиной, скорее всего, стал активный выход на российский рынок престижных крымских вин, которые сумели избавить этот сегмент алкогольной продукции от репутации низкопробного и сделали его если не престижным, то вполне приемлемым на любом праздничном столе.